https://www.funkybird.ru/policymaker

Дотянулся до небес

Дотянулся до небес

Фото: Evgeny Maloletka / Bloomberg / Getty Images

Инцидент с вынужденной посадкой в Минске пассажирского самолета Ryanair и задержание летевшего на его борту сооснователя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича показали, что отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Геополитические последствия международного скандала пока еще не вполне ясны, но саммит Европейского совета уже поручил органам Европейского союза (ЕС) подготовить решение о запрете полетов белорусских самолетов в воздушном пространстве стран-членов ЕС. Кроме того, белорусская оппозиция призвала лишить Белоруссию экспортной выручки. Единственным заступником Белоруссии в громком международном конфликте оказалась Россия. «Лента.ру» разбиралась, есть ли у Москвы друзья в скандальной истории и как задержание Протасевича может изменить ее отношение к Минску.

Недолет

«Совершенно неприемлемо», «противоправно», «беспрецедентно» — так официальные лица Европейского союза (ЕС) и США отреагировали на драматическую ситуацию с Boeing-737 ирландской компании Ryanair. Все началось в воскресенье, 23 мая, когда экипажу воздушного судна, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс, поступило предупреждение о «потенциальной угрозе безопасности» — ее передали белорусские диспетчеры. Пассажирский самолет пролетал над территорией Белоруссии и уже готовился пересечь границу с Литвой, когда президент Александр Лукашенко, по данным близкого к его пресс-службе Telegram-канала «Пул Первого», решил отправить истребитель МиГ-29, чтобы перехватить лайнер и заставить его приземлиться в Минске.

Увидев, что самолет меняет направление, один из пассажиров — 26-летний Роман Протасевич, бывший главный редактор оппозиционного Telegram-канала NEXTA, попытался избавиться от ноутбука и мобильного телефона. «После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, взялся за голову (…). Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился», — рассказал очевидец, которого анонимно процитировало литовское издание Delfi. Информация о предполагаемом конфликте на борту, которая в первое время появлялась в СМИ, оказалась ложной — самолет без происшествий приземлился в Национальном аэропорту Минска. 

Дотянулся до небес

Самолет авиакомпании Ryanair с регистрационным номером SP-RSM, который летел из Афин в Вильнюс Фото: Mindaugas Kulbis / AP

По прилете все пассажиры вышли из лайнера, и только Протасевича отвели в сторону — его вещи обыскали на взлетно-посадочной полосе сотрудники Министерства внутренних дел (МВД) Белоруссии. Незадолго до того как Протасевича увезли в неизвестном направлении, он успел сказать находившимся рядом пассажирам: «Мне грозит смертная казнь». Позднее советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что правоохранительные органы Белоруссии четко знали, что среди 170 пассажиров на борту находился известный оппозиционер и его подруга — российская гражданка Софья Сапега, которую задержали по подозрению в совершении преступлений в августе-сентябре 2020 года.

Члены президентского Совета по правам человека обратились к министру иностранных дел России Сергею Лаврову с просьбой о помощи в освобождении Софьи Сапеги. Ее содержание под стражей в СИЗО Комитета государственной безопасности (КГБ) Белоруссии продлено на два месяца

Протасевич заметил слежку за собой еще до посадки на рейс в Афинах и успел сообщить об этом коллегам. По его словам, в греческом аэропорту к нему проявлял «нездоровое внимание» неизвестный русскоязычный мужчина средних лет, подтянутый, с лысиной. Он был в майке, тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком. Мужчина пытался снять на камеру документы Протасевича, затем развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов. Если все действительно было так, не остается практически никаких сомнений, что все произошедшее с самолетом Ryanair — спланированная спецоперация по задержанию Протасевича. В пользу этой версии говорит и тот факт, что представители Национального аэропорта Минска вскоре после посадки самолета заявили, что угроза взрыва на борту была ложной.

Но в Белоруссии все обвинения со стороны ЕС и США назвали безосновательными, а министр иностранных дел Владимир Макей даже заявил о «спланированной провокации» западных стран. На специальном брифинге дипломат пояснил, что белорусская сторона действовала законно, перехватив коммерческий рейс после получения угрозы от палестинской организации ХАМАС. В письме они якобы требовали, чтобы ЕС прекратил поддерживать действия Израиля, а сам теракт должен был случиться в небе над Вильнюсом. Позже официальные представители ХАМАС опровергли причастность к угрозам взорвать самолет и осудили Белоруссию за вовлечение Палестины и Израиля в ситуацию с арестом оппозиционера.

Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобных методов

руководитель политического бюро ХАМАС Муса Абу Марзук

Политолог Дмитрий Болкунец в комментарии «Ленте.ру» отметил, что ХАМАС «притянули через сутки после происшествия, когда белорусские власти поняли, что вляпались в громкий международный скандал»: «Замечу, что в первые часы после происшествия местные пропагандисты настаивали, что все произошедшее — громкая и успешная операция КГБ Белоруссии по поимке террориста. Позже они начали отнекиваться, а официальные СМИ даже перестали писать, что в небо был поднят истребитель МиГ-29. ХАМАС они придумали как новую часть сценария, хотя тоже напутали, потому что палестинская организация уже подписала с Израилем перемирие. Откровенно говоря, это все выдуманная история, похожая на перехват разговора Ника и Майка».

Дотянулся до небес

Протестующие держат бумажные самолетики во время демонстрации белорусов в Варшаве 24 мая 2021 года Фото: Czarek Sokolowski / AP Мягкой посадки

Как бы то ни было, один из главных аргументов в поддержку действий Белоруссии состоит в том, что международное пассажирское авиасообщение до этого неоднократно использовалось в целях политических разборок. В принципе, на этом основывается и позиция российской власти: не стоит торопиться кого-то осуждать, надо рассмотреть ситуацию с холодной головой и досконально во всем разобраться. В самом деле, можно назвать несколько самых громких случаев задержания иностранных самолетов правительствами разных стран на своей территории за последнее десятилетие.

Достаточно вспомнить воздушное судно авиакомпании «Белавиа», возвращенное по указанию «Украэроцентра» в Киев в 2016 году. Командир лайнера менее чем через десять минут после взлета получил от диспетчера указание немедленно вернуть самолет в аэропорт вылета. Он не объяснил причин и обещал поднять истребители в случае невыполнения требований. По возвращении сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна — пророссийского политолога и активиста «Антимайдана». Сам он впоследствии рассказывал, что в аэропорту сотрудники СБУ «искали какой-то накопитель информации», однако отпустили его, так ничего и не обнаружив. В итоге за инцидент пришлось извиняться тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко.

Дотянулся до небес

Самолет «Белавиа», который в 2016 году был вынужден за 50 километров до входа в белорусское воздушное пространство вернуться в киевский аэропорт Фото: Vasily Fedosenko / Reuters

Самый скандальный случай произошел в 2013 году, когда в Австрии посадили самолет президента Боливии Эво Моралеса. На борту искали бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, выдачи которого требовали власти США. Самолет, вылетевший из Москвы, спустя три с половиной часа полета вынужден был экстренно приземлиться в Вене, поскольку Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. В итоге самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был досмотрен, а когда в нем не нашли Сноудена, ему позволили лететь дальше.

Еще более похожая на минскую ситуация произошла в 2012 году: турецкие истребители посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет c 35 пассажирами на борту. Как и в случае с Boeing компании Ryanair, лайнер не имел никакого отношения к Турции и следовал транзитом через ее воздушное пространство. Один из пилотов военного самолета по радиосвязи потребовал изменить курс лайнера и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом со столицей. Как утверждал тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация разведслужб о том, что на борту находится военное оборудование. Он объяснил действия турецкой стороны нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через воздушное пространство страны.

С точки зрения международного права, подобные события могут иметь разную трактовку, но главное — каждый прецедент вызывает серьезный политический резонанс. Ситуацию же с принудительной посадкой самолета в Минске западные страны связывают с демократией и правами человека. Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) уже созвала экстренное совещание по поводу инцидента, поскольку действия белорусской стороны могут расцениваться как нарушение Чикагской конвенции. Согласно ее положениям, суверенитет над воздушным пространством не дает государствам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится. Делать это нужно при наличии веских оснований, указанных в самой конвенции, приложениях к ней и в Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации». 

Действительно, власти любой страны могут потребовать посадки любого воздушного судна на свой аэродром, но только если оно попало в воздушное пространство без разрешения или выполняет функции, противоречащие его гражданскому статусу (например, перевозит военные грузы или ведет шпионскую съемку чужой территории). Ни одна из этих причин не подходит к эпизоду принудительной посадки в Минске: самолет направлялся строго по заранее согласованному плану полета, да и задержание произошло под предлогом угрозы взрыва, который в ЕС и США считают не более чем уловкой. Это отличает ситуацию с Ryanair от других принудительных посадок самолетов.

Источник