https://www.funkybird.ru/policymaker

Левые берут власть

На парламентских выборах в Словакии победили социал-демократы.

Парламентские выборы в Словакии завершились сенсацией, по крайней мере, по местным меркам. Впервые за все время существования независимого словацкого государства одна-единственная партия получила в парламенте абсолютное большинство.

«Курс – социальная демократия» (таково ее название) бывшего премьера Роберта Фицо завоевала 44,4 % голосов, что принесло ей 83 депутатских мандата из 150. Это стало не только триумфом левых, но и тяжелым поражением традиционных правых и правоцентристских партий Словакии. Так, ведущая партия нынешней правящей коалиции «Словацкий демократический и христианский союз – Демократическая партия» сохранила лишь 11 мест из принадлежавших ей до этого 28. Ее союзница – либеральная партия «Свобода и солидарность» – лишилась ровно половины мандатов – 11 из 22.

Что же обеспечило триумф социал-демократам и что обусловило падение правых в этой небольшой прикарпатской стране?

Несмотря на недолгое существование независимой Словакии, ее история последних двух десятилетий была весьма бурной и насыщенной и мало походила на историю других восточноевропейских и прибалтийских стран. До 1998 года доминирующей фигурой в Братиславе был Владимир Мечьяр, политик весьма авторитарного склада, при котором отношения его страны с Европой весьма заметно ухудшились, Словакии едва не закрыли путь в Евросоюз. Но в 1998 году Мечьяр потерпел поражение, и к власти пришла правоцентристская коалиция во главе с Микулашем Дзуриндой (нынешним министром иностранных дел и лидером партии «Словацкий демократический и христианский союз – Демократическая партия»).

Под его руководством Словакия из «отстающих» выбилась в «передовики» Евросоюза. Решительно проводя рыночные реформы, привлекая иностранных инвесторов и дистанцируясь от наследия Мечьяра, Дзуринда заслуживал всевозможные похвалы от разнообразных международных финансовых и экономических организаций как один из наиболее успешных реформаторов. Его ставили в пример и в Словакию ездили учиться.

Однако сами словаки относились к результатам его деятельности весьма прохладно, не чувствуя в реальной жизни значимых позитивных перемен. В это же время у них появилась привлекательная альтернатива правым – Роберт Фицо. Молодой популярный политик вышел из Партии демократических левых и основал свою партию «Курс (Третий путь)» – таково ее первоначальное название. Очень быстро Фицо выдвинулся в первые ряды словацкой политики, а старые социалисты, которых он покинул, вместе с двумя другими партиями социал-демократической направленности вынуждены были влиться в его ряды, самораспустившись.

В 2006 году Фицо победил на парламентских выборах и сформировал свое правительство. Правда, в тот раз его победа не была абсолютной и ему пришлось договариваться о коалиции с двумя маргинальными партиями: «Словацкой национальной партией» под руководством скандально известного националистическими высказываниями Яна Слоты, и «Народной партией – Движением за демократическую Словакию» Владимир Мечьяра.

Вопреки опасениям, Фицо не стал претворять в жизнь радикальные лозунги, а продолжил, но со значительными смягчениями, направленными на защиту социальных прав, прежний курс. В 2009 году Словакия вошла в еврозону, обогнав Чехию, Венгрию и Польшу. Фицо также поддерживал хорошие отношения с Россией и Сербией.

Когда пришло время очередных парламентских выборов в 2010 году, многие считали, что Фицо без особых проблем победит опять. Однако незадолго до голосования случился скандал, когда достоянием общественности стали некие аудиозаписи, на которых человек, по голосу похожий на Фицо вел речь о миллионах евро, находящихся на «черных» счетах для финансирования избирательной кампании. Сам премьер решительно отвергал все обвинения, доказывая, что записи сфабрикованы. Тем не менее, его партнеры по коалиции в парламент не прошли, а «Курс» не смог набрать необходимого большинства. Власть в стране опять вернулась к правым, создавшим широкую коалицию, поскольку у каждой из ее партий голосов было относительно немного. Премьером стала Ивета Радичова, первая женщина – глава правительства в Словакии. Дзуринда предпочел не возвращаться в свое прежнее кресло, а занять пост министра иностранных дел, понимая, что его непопулярность у простых граждан повредит кабинету.

С самого начала правоцентристская коалиция, объединенная только страхом перед Фицо, была крайне неустойчивым образованием. Едва проработав один год, она распалась осенью 2011 года, когда на повестку дня был поставлен вопрос об увеличении европейского стабилизационного фонда в связи с необходимостью выделения Греции срочной дополнительной помощи. «Свобода и солидарность» отказалась поддерживать европейское предложение, заявив, что Словакия – одна из беднейших стран Европы – не должна финансировать Грецию и другие страны, которые гораздо богаче ее.

В итоге над кабинетом навис вотум недоверия, что грозило срывом всей европейской программы финансовой стабилизации. Однако был найден компромисс – партия Фицо поддержала правительственный законопроект, но в обмен на это добилась проведения в марте досрочных парламентских выборов.

Таким образом, коалиция правых и центристов не продержалась и двух лет. Хуже того, в январе в Словакии разразился громкий коррупционный скандал, получивший название «Горилла» – по имени файла из спецслужб, попавшего в руки журналистов. Оказалось, что многие члены правительства были замешаны в разного рода незаконных схемах по продаже государственного имущества фонду «Пента», имевшему тесные отношения с министрами, в том числе с Дзуриндой, еще в 2005-2006 гг. Кроме того, оказалось, что военная разведка с согласия чиновников прослушивала разговоры журналистов, чтобы найти источник утечки информации из военных кругов.

В знак протеста против коррупции министров в Братиславе прошли массовые демонстрации разгневанных граждан.

Таким образом, предвыборная кампания проходила на фоне непрерывных скандалов, что окончательно «утопило» правящую коалицию, которую покинул ряд партий, в том числе те депутаты, которые сформировали новую силу, получившую третье место – движение «Рядовые граждане», позиционирующее себя как ответ простых людей на злоупотребления политиков.

Теперь, после такой убедительной победы словацких левых, Роберт Фицо в состоянии сформировать правительство в одиночку. Но он уже заявил, что готов выслушать предложения и от других партий насчет участия в его кабинете.

Пример партии «Курс» и ее лидера ясно показывает, что принципиальная позиция может обеспечить победу даже тогда, когда партия лишена союзников и подвергается остракизму. Недаром, вдохновленные успехом Фицо, чешские социал-демократы инициировали в парламенте вопрос о досрочных выборах, также надеясь на победу.