https://www.funkybird.ru/policymaker

Лоббизм расцвел в США пышным цветом

Право на лоббизм американцы получили в конце 18 века с первой поправкой к Конституции. Но полноценный Закон о лоббизме был принят только в 1995 году. С тех пор индустрия лоббизма расцвела на американской почве пышным цветом. Только в прошлом году на лоббизм в штатах потрачено порядка 30 миллиардов долларов. С подробностями — собственный корреспондент радио «Вести ФМ» в США Елена Соколова.

Право на лоббизм американцы получили в конце 18 века с первой поправкой к американской Конституции, в которой гарантировано, что, в частности, граждане имеют право обращаться в официальные органы с жалобами.

Согласно объяснению американских газет 1820 года, начало «лоббированию» положили сенаторы, которые между совещаниями собирались в лобби Палаты представителей и там запугивали колеблющихся конгрессменов. Отсюда произошел и сам термин.

Сегодня лоббизм в американской политике — это одно из ключевых звеньев в игре за принятие политических и законодательных решений на всех уровнях власти.

Фактически лоббирование — это сфера политической торговли, а лоббисты служат посредниками между частными интересами неких групп и властью.

Поэтому предметом лоббирования может стать что угодно — от экономических интересов корпораций до аспектов внешней и внутренней политики США.

Самая главная мишень лоббистов — это принятие новых законов американским конгрессом, а наиболее часто применимым механизмом лоббирования является финансирование предвыборных кампаний конгрессменов.

В 1946 году был принят закон, согласно которому лицо или организация, предпринимающая давление на конгресс США, были обязаны зарегистрироваться как лоббисты у секретаря Сената и в Палате представителей США.

При президенте Клинтоне, в 1995 году деятельность лоббистов окончательно отрегулировали, когда приняли первый полноценный Закон о лоббизме. Теперь все лоббисты обязаны не только регистрироваться, но и два раза в год представлять детальный отчет о своей деятельности, в котором должны быть записаны все встречи и беседы с политиками, включая по телефону, электронной почте и т.д., и все пожертвования на политические избирательные кампании.

Не зарегистрировавшимся лоббистам грозят крупные штрафы и даже уголовное наказание.

Но это не помешало индустрии лоббизма расцвести в Вашингтоне пышным цветом. Здесь официально зарегистрировано без малого 14 тысяч лоббистов и еще несколько тысяч не зарегистрировано. Только в прошлом году на лоббизм в штатах потрачено порядка 30 миллиардов долларов, из них 3,5 миллиарда на лоббизм в федеральных коридорах власти.

Самая крупная американская организация по лоббированию экономических интересов и по расходам на лоббирование — Коммерческая палата США. За ней следуют отраслевые лоббистские организации по энергетике, сельскому хозяйству, медицинским услугам, транспорту, страхованию, банкам и другим финансовым услугам.

Очень часто влиятельными лоббистами становятся бывшие конгрессмены и высшие чины исполнительной власти. Они официально могут работать в лоббистских структурах по истечению 2 лет, как они покинули свой пост.

Противники лоббизма, а таких в США много, считают, лоббизм плодит коррупцию. И находясь под давлением лоббистов, правительство иногда готово удовлетворить частные интересы в ущерб национальным и общественным.

Громкие скандальные процессы с разоблачением лоббистов отлично иллюстрируют эту позицию скептиков. Вот один из примеров:

В 2004 заместитель секретаря по вопросам закупок ВВС США Дарлин Драян была приговорена к 9 месяцев тюрьмы условно. Драян курировала возможную сделку по аренде 100 самолетов у компании Boeing. В 2002 году она приняла решение уйти с госслужбы и наняться на работу в Boeing, однако о своих переговорах с корпорацией сообщила руководству лишь спустя неделю после их начала. Тем самым Драян допустила конфликт интересов и получила, хоть и условный, но уголовный срок.

Самым же громким лоббистским скандалом последнего времени стало дело Джека Абрамоффа, в результате которого он сам и несколько конгрессменов и высокопоставленных чиновников администрации Джорджа Буша в 2006 году оказались в тюрьме. А второй по значению республиканский лидер конгресса Том Делэй вынужден был подать в отставку.