https://www.funkybird.ru/policymaker

Ирак после оккупации

Более 70 процентов населения Ирака ощущают нехватку питьевой воды. Как результат, во всех регионах страны все чаще фиксируют распространение эпидемий, включая холеру, сибирскую язву, вирусный гепатит, корь, дифтерию. Заметно ухудшилась ситуация и с заболеванием населения туберкулезом. Резко увеличилась и детская смертность. Страна страдает от нехватки врачей, причем 70 процентов больниц не имеет необходимого оборудования. Сейчас в Месопотамии лишь половина земель пригодны для ведения сельхозработ, а в ближайшие годы их площадь может сократиться в девять раз. По сути, стране грозит голод.

Несмотря на огромную численность иракских силовиков (всего 806600 человек), их боеспособность, равно как и степень лояльности нынешним властям страны, явно оставляет желать лучшего. И по признанию начальника Генштаба ВС Ирака генерала Б. Зибари, в данный момент иракская армия не сможет защитить свою страну «без помощи зарубежных партнеров». По его мнению, в таком состоянии армия Ирака останется до 2020 года.

В свою очередь, не лучшим образом обстоят дела и в других иракских силовых структурах. По этой причине сорвался план властей страны по выводу национальных армейских частей к концу 2011 года из основных городов и передаче ответственности за безопасность полиции. МВД Ирака открыто расписалось в том, что оно еще не готово самостоятельно противостоять террористам. И, как свидетельствуют американские эксперты, по сути, программа создания правоохранительных органов в стране сорвана.

Так, специальный генеральный инспектор США по реконструкции Ирака (US Special Inspector General for Iraq Reconstruction, SIGIR) признает, что программа подготовки иракской полиции является «бездонной воронкой», куда ушли и уходят миллиарды долларов. По его словам, в 2011 году лишь 12 процентов выделенных средств были непосредственно израсходованы на подготовку полицейских. В результате многие из запланированных мероприятий в этом направлении провалились. Масштабы разворовывания становятся ясны из того же доклада SIGIR, согласно которому США в период 2003-10 гг. потратили на подготовку иракской полиции восемь млрд долларов.

В результате американские эксперты вынуждены признать, что нынешний уровень коррупции в стране затмил тот, что наблюдался при Саддаме Хусейне и что власти разворовывают большую часть выделяемых им денег. При этом главную опасность интересам США в Ираке представляет обстановка разрухи, оставленная уходящими солдатами США. По иракским источникам, в стране сейчас насчитывается до семи миллионов вдов и сирот. Как следствие, в Ираке процветает работорговля беспризорными детьми, которых продают за рубеж.

За время военной операции и пребывания в Ираке американских войск даже по официальным американским данным с весны 2003 г. в Ираке погибли 60 тысяч мирных жителей. А по информации иракских источников, они превышают 200 тысяч человек. Миллионы иракцев стали беженцами. Более 70 процентов населения Ирака ощущают нехватку питьевой воды. Как результат, во всех регионах страны все чаще фиксируют распространение эпидемий, включая холеру, сибирскую язву, вирусный гепатит, корь, дифтерию. Заметно ухудшилась ситуация и с заболеванием населения туберкулезом. Резко увеличилась и детская смертность. Страна страдает от нехватки врачей, причем 70 процентов больниц не имеет необходимого оборудования.

В большинстве регионов Ирака отключения электроэнергии длились по 18 часов в день, несмотря на выделение огромных средств для решения этой проблемы. И главное, в стране, славившейся своим аграрным сектором, фактически демонтировано сельское хозяйство. Неудивительно, что сейчас страна все сильнее ощущает перебои с продовольствием. Одна из главных причин бедственного состояния местного сельского хозяйства — опустынивание, борьба с которым малоэффективна в условиях практически тотальной коррумпированности местных властей. Сейчас в Месопотамии лишь половина земель пригодны для ведения сельхозработ, а в ближайшие годы их площадь может сократиться в девять раз. По сути, стране грозит голод.

Более 40 процентов трудоспособного населения являются безработными и представляют потенциальную армию для возникновения недовольства. Все вместе это является питательной почвой для радикализма. Так что слова президента США Обамы «Мы оставляем независимую, стабильную и уверенную в себе страну» по меньшей мере являются преувеличением.

Не случайно в городе Эль-Фаллуджа, ставшем символом антиамериканского сопротивления страны, в день объявления вывода иностранных войск местные жители вышли на массовые демонстрации, на которых они сжигали флаги США и Израиля. Другие шли с фотографиями вооруженных боевиков, демонстрируя, что мятежный дух Эль-Фалуджи не сломлен. Примечательно, что вызванные к месту событий солдаты иракской армии отнюдь не препятствовали им выражать ненависть к США. Слишком многим памятны издержки от пребывания американских войск, оставивших после себя недобрую память. Достаточно упомянуть одну лишь тюрьму Абу-Грейб, чьё название прогремело на весь мир как символ страданий иракского народа.

И, в любом случае, вывод американских войск автоматически ведет к обострению в Ираке. Одна из самых главных проблем — как сохранить единство страны, учитывая стремление курдов к оформлению независимого государства и растущие шиитские амбиции на власть. Свержение Саддама Хусейна, опиравшегося на суннитов, резко усилило шиитские позиции.

Так, еще в конце октября, не дожидаясь полного вывода войск США, шиитская часть иракского руководства инициировала массовые аресты бывших баасистов. Как заявил премьер-министр Ирака Н. аль-Малики, на 29 октября было арестовано 615 «заговорщиков». Также были уволены из университетов Тикрита и Мосула по обвинению в «баасизме» свыше 150 преподавателей, часть из которых также подверглась аресту. Как бы там ни было, но выдавливание суннитов из власти играет на руку Ирану и отвечает его стратегии в Ираке.

Сунниты назвали происходящее «охотой на ведьм», цель которой состояла в выдавливании их из власти. В провинциях Салах-эд-Дин и Анбар прошли массовые демонстрации протеста против действий премьера и Ко. Ответное сопротивление суннитов приняло, в том числе, и формы сепаратизма. Так, 27 октября совет провинции Салах-эд-Дин принял декларацию о предоставлении ей «административной и экономической автономии» по типу той, которой пользуются курдские провинции. Тоже самое готовятся сделать и другие суннитские местности.

Важно отметить, что даже то хрупкое равновесие между представителями трех разных политических сил уже нарушено. Взять, к примеру, претензии курдов на богатый нефтью Киркук, который шииты и сунниты не намерены им отдавать. Еще одна острая точка в арабо-курдских отношениях в Ираке — город Ханакин провинции Дияла к северо-востоку от Багдада, который не входит в курдскую автономию, но для которого курды стремятся добиться этого статуса. Ситуацию усугубляет вмешательство Ирана и Турции, имеющих свою заинтересованность в «курдском вопросе». Иран также пытается «прикормить» иракских курдов, и в первую очередь самого президента иракской курдской автономии Масуда Барзани, который является желанным гостем в Тегеране, с которым не гнушается встретиться сам иранский лидер Али Хаменеи.

Что касается отношений между курдами, суннитами шиитами, то главные столкновения между ними за распределение доходов от нефти и зарубежной помощи еще впереди. В момент оккупации Ирака американцы рассчитывали выстроить здесь жизнь по ливанскому примеру, то есть, представив во власти все конфессии. Курды получили президентский портфель, шииты — премьерский, а суннитам пришлось довольствоваться лишь местом спикера парламента. И хотя при президенте и премьере в качестве замов были и сунниты, это не могло исправить для них ситуацию и даже частично не компенсировало потери от свержения Саддама. Хусейна. Таким образом, сценарий дележа власти по примеру Ливана американцам удался плохо, зато на славу (в самом худшем виде) удался ливанский сценарий межконфессиональной вражды. И сейчас, когда внешнее влияние ослабло, он может реализоваться в полном мере.

Можно не сомневаться, что Иран непременно этим воспользуется, так что «триумфа американской демократии в Ираке», о котором столько говорили и Буш, и Обама, может и не состояться. Таким образом, несмотря на то, что пока что вывод войск США не привел к резкой дестабилизации ситуации в Ираке, она явно будет ухудшаться.