https://www.funkybird.ru/policymaker

«Соседи России» уклоняются от большой идеи Путина

Владимир Путин настаивает на том, что это экономический союз, который сможет стать соперником Китая и Соединенных Штатов и будет простираться от польских границ до тихоокеанских берегов, объединив как минимум часть бывшего Советского Союза.

Евразийский союз, по словам Путина, может помочь восстановить потенциал, утраченный после того, как двадцать лет назад рухнула советская империя, и образовать группу придерживающихся одинаковых или похожих убеждений стран, связав их вместе и дав возможность сопротивляться вмешательству в их дела Запада или Китая.

Но в условиях, когда подробности скудны, и на данный момент только Россия, Казахстан и Белоруссия подписались на участие в организации, критики пренебрежительно отзываются о проекте, называя его очередной «честолюбивой идеей» в преддверии мартовских президентских выборов, которые теперь Путину, возможно, проблематично будет выиграть в первом туре, после того, как он столкнулся с крупнейшими протестами с момента его прихода к власти.

«Даже хотя Путин и подчеркнул, что это не Советский Союз, тем не менее, идея великого правительства, которое все боятся, а потому уважают, очень популярна среди значительной части электората», — говорит независимый политолог Дмитрий Орешкин.

«Евразийский союз — хорошая предвыборная сказка, которая никогда не будет реализована», — считает он.

Путин ищет способы вновь объединить бывшие советские республики с тех самых пор, как стал премьер-министром в 1999 году, а на следующий год был избран президентом, играя на ностальгических чувствах по отношению к «старым добрым временам» стабильных цен и предсказуемости власти.

Он задел чувствительную струну в 2005 году, когда назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой ХХ века», и он не стесняется демонстрировать свое желание возродить советскую империю и вернуть господство Москвы над ее «ближним зарубежьем».

Двенадцать лет назад он продвигал идею союза с соседней Белоруссией, которую Россия часто называет своим младшим братом — это была лишь одна из нескольких попыток российских лидеров связать вместе страны, которые некогда составляли одну общую административно-командную экономику.

«Совершенно ясно, что интересы России, требования ее прошлого и прошлого всех этих других стран региона требуют наличия союза, объединяющего их силу», — говорит Константин Затулин, российский директор Института стран СНГ — полуаморфного образования в составе 11 бывших советских республик, известного как «Содружество независимых государств».

«Не так давно мы были одной единой экономикой, и с тех пор наблюдались огромные потери в отраслях, которые мы развивали, мы потеряли много технологических ноу-хау… Было бы странным, если бы государства не хотели вспомнить то, что нас объединяет».

Распад Советского Союза нарушил привычный образ жизни и разрушил экономику. Родственники и друзья оказались разделенными новыми границами. Заводы — начиная от производителей ракет и заканчивая предприятиями судостроения — оказались отделены от поставщиков иностранными чиновниками.

Создание наследия

Идея Евразийского союза не нова.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев мечтал об этой идее еще больше десяти лет назад, а в своем нынешнем воплощении она является расширением Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, инициатором создания которого была Россия, и к которому отказалась присоединиться Украина, бывшая третья по величине экономика Советского Союза.

Путин говорит, что Евразийский союз строится по образцу Европейского Союза. При этом он обещает свободное движение рабочей силы и свободную торговлю для продвижения развития отечественных отраслей экономики. Это подразумевает в конечном итоге введение общей валюты. Штаб-квартира союза будет располагаться в Москве, оплачиваться расходы будут преимущественно из российского кошелька.

Киргизия выражает готовность присоединиться, а Таджикистан, по сообщениям, рассматривает такую возможность, гарантируя тем самым, что восточный фланг России будет прикрыт, но тем менее мало что давая в экономическом смысле.

«Фактически, нет ничего нового в подобных ожиданиях, и мало причин верить в то, что эти новые попытки будут более эффективными, чем предыдущие усилия, направленные на то, чтобы выковать из СНГ согласованное целое», — говорится в последнем отчете Economist Intelligence Unit.

«Но показательно, что г-н Путин сделал укрепление связей с СНГ таким политическим приоритетом, даже хотя он и отрицает, что пытается воссоздать старый Советский Союз».

Путин придал идее движущий импульс — импульс, который только его экономика размером в1,48 триллиона долларов способна придать тому, что, по его собственному признанию, призвано рассматриваться как экономический союз. ВВП Казахстана составляет 149 миллиардов долларов, Белоруссия и ее преимущественно административно-командная экономика имеет 17 миллиардов долларов, по данным Всемирного банка. Экономики Киргизии и Таджикистана еще меньше.

Но без Украины, которая подстраховалась, потому что хочет оставить для себя открытой возможность членства в Евросоюзе, Евразийский союз теряет большую часть европейской части планируемого альянса.

«Белоруссия нужна, потому что это страна на западном фланге. Если мы хотим являться должным образом частью Европы, тогда нам нужно найти способ сотрудничества с Белоруссией и Украиной», — отмечает Затулин, который до этой недели был первым заместителем председателя комитета по делам СНГ в нижней палате российского парламента.

«И не забудьте, что Белоруссия и Украина — родственные страны, наши самые ближайшие родственники во всех смыслах слова».

Наследие

Со времен представления идеи Евразийского союза в октябре в статье в газете Путин сделал его основным элементом своей предвыборной платформы, продвигая идею его создания на съезде своей правящей партии «Единая Россия», проходившем до голосования на выборах в этом месяце, которые, по заявлениям оппозиции, были сфабрикованы.

Это стало одной из его, как говорят эксперты, «больших честолюбивых идей» — идеей, которую он, возможно, активно поддерживает и ради того, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем, в частности, массовых протестов и призывов к его отставке после парламентских выборов.

Его рейтинг популярности ощутимо снизился после выборов, и растут сомнения относительно его способности набрать больше 50% голосов на президентских выборах в марте, которые нужны для того, чтобы выиграть в первом туре.

Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев также столкнулся с проблемами. Выступления и столкновения в городе нефтяников, вызванные массовыми увольнениями, пробудили к жизни вопросы относительно его жесткой и несгибаемой авторитарной системы в преддверии январских парламентских выборов.

«Это безотчетная попытка спасти единую историю Советского Союза, возможно, загнав ее в какого-то рода организацию с несколько неясными перспективами на будущее», — говорит о путинском предложении Лилит Геворкян, аналитик по России и СНГ в IHS Global Insight в Лондоне.

«И Путин, и Назарбаев рассматривают себя в качестве исторических фигур, которые уже обеспечили себе место в истории своих стран, но по-прежнему верят в то, что обладают великим умом, который можно направить на создание более широкого проекта».

«Их сила — в слабости этой инициативы. Ее движущей силой является представление об укреплении своего собственного наследия, а не общее экономическое и политическое будущее их стран», — говорит она.

Путин, которому сейчас 59, захочет войти в историю как решительный, активный лидер становящейся все более сильной страны, и потому заботится об имидже, который он создает.

Во время общения в прямом эфире с народом на прошлой неделе он возмутился предположению, что Россия должна стать «мостом» между Востоком и Западом.

«Россия — не мост. Она независимая, самостоятельная сила в мире, а не просто какая-то связка», — сказал Путин.

«Но у нее определенно есть элементы евразийского характера. Есть дополнительные факторы в нашей конкурентоспособности, и мы определенно их используем. Именно поэтому мы поставили вопрос о создании Евразийского союза».

Зажата

Россия давно опасалась оказаться зажатой между расширяющимся, экспансионистским Европейским Союзом на Западе, и, возможно, еще более агрессивным Китаем на Востоке. На долю Китая сейчас приходится 18,2% экспорта Казахстана, по сравнению с 8,5%, которые идут в Россию.

В условиях, когда программа «Восточное партнерство» Европейского Союза оказалась преимущественно в подвершенном состоянии из-за долгового кризиса, с которым столкнулась единая Европа, Путин сумел подключить к своим планам Белоруссию — но за определенную цену.

Россия будет контролировать белорусские трубопроводы, но за это ей пришлось снизить цену на газ, когда Белоруссия чуть не обанкротилась в этом году. Москве, возможно, в течение некоторого времени придется сохранить поток денег, текущих в Белоруссию.

«Символично, что идея получила большую поддержку, но в действительности русские не верят в нее, они не готовы к серьезным расходам», — отмечает Алексей Левинсон, глава направления социо-культурных исследований в Левада-центре в Москве.

«Продажа газа по сниженной цене Украине и Белоруссии не пользуется особой поддержкой. При всех разговорах о славянском братстве, деньги есть деньги».

Для Казахстана вопрос заключается больше в том, чтобы сохранять добрососедские отношения, и возможно, ослабить угрозу со стороны непредсказуемого Китая.

«Я думаю, еще одной причиной того, что правительство приняло решение об интеграции, является тот факт, что в глобальном мире, с растущими экономиками, такими как американская и китайская, Китай является очень сильным соседом, и мы никогда не можем судить о том, что они себе думают», — говорит Андрей Ершов, вице-президент по торговле и зарубежным экономическим отношениям на заводе по сборе локомотивов, расположенном неподалеку от казахской столицы Астаны.

«В один прекрасный день они могут потребовать чего-то, и в таком случае Казахстан будет более защищен, если будет в этом союзе».

Нет подробностей, нет поддержки

Ершов, локомотивный завод которого находится на переднем крае усилий Назарбаева по ослаблению зависимости экономики Казахстана от от природных ресурсов, говорит, что он не может сказать, поможет ли новый союз его бизнесу, который зависит от импорта из-за пределов региона.

Он просто не знал, кого этот союз объединяет.

«Как бизнесмен, я не получил никакой информации от властей, из которой я могу бы понять, каковы изменения и каковы выгоды», — сказал он по телефону.

«Эти инициативы долгое время обсуждались в правительстве, но насколько я знаю, ни к нам, ни к другим бизнесменам никто не обращался».

Такое отношение характерно для Путина, который, как отмечают некоторые российские средства массовой информации, не консультировался со своим коллегами в СНГ по поводу своих планов предложения создания Евразийского союза.

Такое впечатление, что он и Назарбаев думают, что они могут привлечь другие страны просто за счет самих себя, говорит Геворкян.

«Эти лидеры уже оставили свой след, но вместо того, чтобы уйти из политики, они вышли с этой новой идеей», — отмечает она.

«Если даже их собственные избиратели уже устали, возникает вопрос, почему должны иностранные государства — хотя они и не считают их таковыми — присоединяться? Как вы можете вдохновить их на это?»