https://www.funkybird.ru/policymaker

Нынешняя Россия — лишь неполноценный наследник СССР

Она живет воспоминаниями о советском прошлом и одновременно – распродажей советского наследия.

Праздник Первого мая в столице удался. День Весны и Труда отмечали с большой торжественностью. В демонстрации по случаю праздника приняли участие президент России Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин. Это живо напомнило многим наблюдателям советское время. В СССР было принято в этот день проводить большую демонстрацию на Красной площади, причем с трибуны Мавзолея ликующие толпы москвичей приветствовали «руководители партии и правительства». Автор этих строк успел застать поздний Советский Союз и помнит товарищей Брежнева, Андропова, Черненко, махавших демонстрантам и принимавших цветы от девочек-пионерок (последние в качестве ответного дара получали конфеты).

Зачем власти воспроизводят стилистику советского времени? Ответ прост: за 20 лет с момента падения СССР и превращения бывшей РСФСР в самостоятельную державу не было сделано ничего для того, чтобы новое государство обрело собственную символику и свои праздники. Российская Федерация не определилась, откуда она родом и чьи интересы представляет. Все республики, отделившиеся от СССР, считают себя национальными государствами своих народов – украинцев, узбеков, таджиков и т. п. Россия же не создала никакой юридической связи с русскими, самым многочисленным народом, проживающим на ее территории. С точки зрения властей, русские – просто «жители», такие же, как, например, китайцы.

Это означает невозможность установления связи с исторической Россией, которая была государством русских и православных. Нельзя праздновать ее праздники, поклоняться ее героям. Юридически Российская Федерация – наследник СССР и только СССР, но при этом наследник неполноценный. Советский Союз отрекся от Российской империи. Российская Федерация отреклась от СССР, хотя и приняла его геополитическое наследство. Возникает парадокс. Нынешняя Польша отреклась от советского наследия, но восстановила преемственность с Речью Посполитой. Россия отреклась и от СССР, и от Российской империи. Это дает либералам право утверждать, что государство у нас молодое – ему всего 20 лет. И впрямь, если считать, что Россию основал не Рюрик, а Ельцин, смысл в этих словах есть.

В ельцинской России продолжали праздновать советские праздники, но делали это формально. Например, Первое мая было переименовано в День Весны и Труда и стало просто еще одним выходным днем. В эпоху Путина было отменено 7 ноября, но зато взамен введено 4 ноября – День национального единства и согласия. Однако 4 ноября никаких официальных церемоний не проводится, что делает этот день просто еще одним выходным.

А ведь в советское время 7 ноября проводился роскошный военный парад. Мы, дети, очень ждали его. Честно говоря, демонстрации трудящихся с их официальным ликованием были скучноваты. На их фоне парад был блестящим зрелищем. Министр обороны в сопровождении командующего Московским военным округом объезжал и приветствовал войска, ему кричали: «Здра-жела-това-мар-Сове-Сою». Во всяком случае, так чудилось мне. На деле войска чеканили: «Здравия желаем, товарищ Маршал Советского Союза». По зрелищности с ноябрьским парадом могли сравниться только похороны генеральных секретарей. Для нас, младших школьников, это тоже был праздник – в школе объявлялся выходной. Цинично звучит, понимаю, но мы были мелкими бездушными лопухами.

Итак, Россия лишь формально унаследовала советские праздники. Вместе с ними она унаследовала советскую ностальгию и советские институты воспроизводства идентичности граждан. Такие как Алла Пугачева, новогоднее обращение президента РФ (ранее его место занимало обращение Генерального секретаря ЦК КПСС), советские фильмы, советскую музыку, советские книги.

В культурном отношении за последние 20 лет не произведено ничего нового. Под Новый год страна дежурно ест салат оливье да смотрит «Иронию судьбы, или С легким паром». Самая популярная комедия – по-прежнему «Иван Васильевич меняет профессию». Она чуть потеснила прежнего фаворита, «Бриллиантовую руку», снятую все тем же великим комедиографом Гайдаем.

Эти советские институты формирования идентичности – единственное, что объединяет «дорогих россиян» и, как обручи бочку, скрепляет национальное единство. Ибо ширится имущественный разрыв между богатыми и бедными, деградирует система образования, плохи дела в здравоохранении. Все институты, призванные скреплять современное общество, находятся в глубоком упадке. Потому неудивительно, что руководство страны использует советскую ностальгию.

Проблема только в том, что советская ностальгия у нас идет рука об руку с советской же экономической моделью, а она означает ставку на экспорт нефти и газа в страны Запада, и больше ничего. А также надежду на то, что высокая цена на нефть обеспечит России нестойкое благоденствие.

Увы, это создает уязвимость, очень похожую на ту, что была у СССР. Стоит рухнуть ценам на нефть – и советской ностальгии конец. Не будет денег, чтобы повышать пенсии или заботиться о социальной сфере. А «уронить» цены можно легко: достаточно лишь прийти в Белый дом решительному политику. В 1981 году пост президента США занял Рональд Рейган. Он договорился с Саудовской Аравией, и та выбросила на рынок бессчетное количество нефти, благо мощности позволяли. В итоге СССР продержался лишь три года. Затем Политбюро было вынуждено начать перестройку…