https://www.funkybird.ru/policymaker

Новые занавески для России

Всем когда-нибудь доводилось опрокидывать доверху наполненную кружку с чаем, или тарелку супа, или ронять бутерброд, по закону физики обязательно маслом вниз. Зачастую в такие моменты жаль не собственно продукта (хотя его, конечно же, тоже жаль), а сил, которые должно затратить на уборку последствий своей неуклюжести. Но в своем дому гадить как-то не принято, а потому, вооружившись тряпкой, мы сползаем под стол, дабы ликвидировать собственноручно созданный беспорядок.

Нечто похожее происходит и в нашей стране, правда в иных масштабах и с той разницей, что далеко не каждому захочется идти за шваброй, а у некоторых даже не возникнет мысли о необходимости где-то прибраться. Принцип: не гадить там, где спим, – действует и здесь, только в понимании многих (я не говорю: большинства) спим-то мы в собственной постели и спускаем ноги на личный, вымытый и вычищенный коврик. К стране как будто это не относится. Страна не воспринимается домом, словно она – временное пристанище, съемное жилье, в котором бессмысленно клеить новые обои или покупать красивые занавески. Речь, конечно, хочется повести о нематериальном. Но, чтобы заговорить об этом, старательно пытаюсь прибегнуть к индукции. Насколько точно это выходит – судить не мне.

Нужны ли стране новые занавески? Да… Да и вообще стране много чего нужно. Например, честности и добра, братства и веры, любви и сострадания. Меньше всего стране нужно денег, потому что они у нее и так есть. Нашими предками отвоеванная земля богата настолько, что способна прокормить всех ее жителей, если все делать по совести и не возводить в культ жажду наживы, руководствуясь глупым, антигуманным и меркантильным девизом: «после нас – хоть потоп»… а ковчег, как мы понимаем, будут строить простые смертные.

Пятьдесят лет назад наша страна занимала лидирующие позиции по уровню развития промышленности, сельского хозяйства, армии. Сегодня по этой части нашей деятельности хвастаться особо нечем. Откуда-то появился миф, что наш человек не пойдет в поля, а женщина не станет доить коров, что никто не хочет работать на заводах, а физический труд – это вообще понятие далеко изжившееся и несовременное.

Я была в совхозах Подмосковья и своими глазами видела их бедственное положение. И скажу вам честно – люди хотят работать. Дайте им только возможность, и они поднимут сельское хозяйство так, как этого не было уже двадцать лет. Но сегодня модно быть креативным. Знать несколько иностранных языков, покупать машины, отдыхать заграницей и коллекционировать корочки об очередном высшем образовании. Это так называемый средний класс, надежда и опора государства, армия менеджеров, владеющих основами ПК и прочитавших тонну беллетристики по «искусству управления людьми» и «тактике эффективных продаж». Красивые занавески для современной России, скроенные по западному лекалу руками азиатских трудоголиков. Кстати, никто не любит говорить о том, что китайское экономическое чудо – это залог не только эффективных инвестиций, но и колоссальный каждодневный труд простых рабочих.

Мы часто говорим о том, что в Советском Союзе жилось плохо. Были деньги, но на них нечего было купить, проблемой было выехать заграницу, да и вообще никакой свободы слова. Зато сейчас мы живем в демократическом государстве. И мы имеем возможность высказывать то, о чем думаем, с одной оговоркой – пока наши мысли не станут прожигать новые модные обои, наклеенные на стены постсоветской России.

А вы помните километровые очереди у заводских дверей? Мне было семь, когда моя мама ежедневно выстаивала много часов у закрытой кассы, а некоторые сутками ночевали у ворот, потому что не было другого выхода. То было голодное и тяжелое время – девяностые – безработица. И вот сейчас нам говорят, что Россия поднимается с колен… Но далеко ли ей уйти на перебитых ногах?

На поток поставлено сырье, проданы предприятия, заброшены заводы. Мы вступаем в ВТО с горсткой нефти в кармане, прекрасно осознавая, что большая ее часть – уже не в народных руках. Юрий Александрович Липатов, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ на конференции, посвященной стратегическим аспектам развития электроэнергетики в России 6 апреля сказал: «У нас есть Министерство энергетики, которое, безусловно, решает стратегические задачи… Но, с другой стороны, мы явно понимаем, что в большей степени за газ отвечает товарищ Миллер. Есть заместитель Министра по нефти и газу, но все-таки фамилии людей, ответственных за нефть, мы тоже знаем…» Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Скромные девиденты, которые получает Россия от господствующих компаний, ничто в сравнении с тем, что бы могла получить наша страна и ее народ, если бы правительство не дало зеленый свет на грабительскую распродажу активов государства. Но мы упорно не хотим в это верить и завидуем сотрудникам Газпрома, что у них «сбываются мечты», а мы до сих пор ездим на отечественной семерке, и наши дети хотят в обычные школы, и одеваемся мы не в дорогих бутиках. И с умелой подачи СМИ мы осуждаем Лукашенко за то, что «батька» пресекает попытки НАТО вторгнуться на белорусскую территорию и не внимает словам Евросоюза о необходимости приватизации предприятий.

Мы реформируем армию, ликвидируя взводы и части, создавая группки бойцов, которые, кажется, уже не способны воевать на больших территориях, мы снижаем расходы на оборонку, в то время как вокруг всей российской границы и уже на ее территории выстраиваются НАТОвские пушки. Мы пытаемся ровняться на Европу, и нам, кажется, все равно, что ее стратегические идеи вылились в большой европейский кризис. Мы позволяем себе плохо отзываться о религии, хотя церковь как институт и религия – это неразрывные, но все же различаемые вещи. Мы заставляем церковнослужителей оправдываться, и, кажется, святость изживается из нас, как и любовь к ближнему, своей стране и своему народу.

Так вот возвращаясь к опрокинутой тарелке с супом, хочу спросить: почему этот беспорядок никто не желает убрать? Быть может потому, что Россия – не дом для тех, кто имеет прямую и законную возможность повлиять на ее развитие? Ведь по большому счету, даже если здесь начнется потоп, окно в Европу и Америку открыто, и на этот случай у вершителей уже заготовлены все необходимые документы и чемоданчик с новенькими занавесками.