https://www.funkybird.ru/policymaker

«История Юлии» продолжается

Украинским властям не удается выбить Тимошенко из политической игры

«НП» уже не раз писала о судебном процессе над Тимошенко и о вердикте украинского суда, приговорившего бывшего премьера к семи годам колонии и обязанности выплатить 1,5 миллиарда гривен пострадавшему от ее действий «Нафтогазу». Приговор вступил в силу, но «история Юли», за которой следит вся страна, не закончилась. Напротив, в ее биографии открылась новая глава, возможно, не менее важная, чем предыдущие. Вспомним, что после прежнего заключения, правда, длившегося «всего» 44 дня (как раз после своей работы вице-премьером), Тимошенко буквально взлетела в высшие эшелоны публичной политики, став в итоге главой правительства. Не случится ли нечто подобное и на этот раз?

После того как в январе Тимошенко была направлена в харьковскую женскую колонию, почти ни один день знаменитой заключенной не проходил без скандала. Она жаловалась на резкое ухудшение самочувствия, требовала, чтобы ее осматривали и лечили врачи не из пенитенциарной системы. В конце концов, бывший премьер добилась того, что вопрос о состоянии ее здоровья стал предметом обсуждения крупнейших политических организаций Европы, и к ней прилетели немецкий врачи. МИД России также высказал просьбу к украинским властям проявить гуманность.

Власть отреагировала по-своему: против Тимошенко завели еще одно уголовное дело, связанное с ее деятельностью в корпорации «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) еще в 90-е годы. Приостановленное несколько лет назад следствие возобновилось, и в конце марта дело было направлено в суд. Таким образом, бывшему премьеру, находящемуся в заключении, предстоит новое серьезное разбирательство, которое грозит ей не только увеличением тюремного срока, но и всевозможными ограничениями даже в том случае, если ее амнистируют по первому уголовному делу. Очевидно, что возводя этот многоуровневый тюремный барьер вокруг Тимошенко, украинские власти пытаются надолго выбить ее из политической игры.

Ни один день находящейся в колонии Тимошенко не проходит без скандала

Настояв на медицинском обследовании за пределами колонии, Тимошенко в самый последний момент отказалась от него, спровоцировав новый скандал уже в конце апреля. Охрана насильно доставила ее в больницу, что дало ей повод обвинить сотрудников колонии в применении к ней грубой физической силы и в избиении. «Ко мне в камеру зашли трое крепких мужчин, подошли к моей кровати, накинули простынь и начали втроем стягивать меня с кровати. От невыносимой боли и отчаяния я начала защищаться и получила удар в живот. Потом прямо в простыне они вытянули меня на улицу, я думала, что наступили последние минуты моей жизни. От невыносимой боли в спине я звала на помощь, но никто не откликнулся, после чего я потеряла сознание и очнулась только в больнице», — написала Тимошенко в своем очередном открытом письме.

20 апреля Юлия Тимошенко объявила стране и миру о начале голодовки. Она ловко включила в общий список претензий к украинским властям и свои претензии к соседкам по камере — якобы руководство правоохранительных органов шантажом угрозами вынуждает их давать лживые интервью о ней. «Неделю мою соседку ежедневно ломали и заставляли это интервью записать на видеокамеру каналов «Интер» и Первый национальный или просто подписать его, но она стойко держалась и отказывалась это делать, — пишет Тимошенко в новом письме. — 23 апреля Абаллову (соседку) забрали из камеры примерно в 19:00 и в течение 6 часов до часа ночи над ней издевались четыре садиста — три из руководства колонии и один из харьковской пенитенциарной службы. Ей угрожали тюремным заключением ее сына, неприятностями для родителей, продолжением срока заключения и переводом в нечеловеческие условия отбывания наказания. Вернулась она в камеру в час ночи заплаканная, измученная, истощенная и полностью психологически разбита. Сломали ее на угрозах испортить жизнь сыну».

Все это вызвало новую волну сочувствия к экс-премьеру и внимания к условиям ее заключения. Председатель комитета Европарламента по иностранным делам Эльмар Брок заявил, что ситуация с Тимошенко резко уменьшает вероятность ратификации соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Он добавил, что в перспективе возможно применение санкций к Украине со стороны Евросоюза. Сам президент ПАСЕ обратился с просьбой предоставить дипломатам разрешение посетить Юлию Тимошенко. О возможных санкциях заговорили представители ЕС, заявляя, что они будут направлены «против людей из правительства и из сферы юстиции, ответственных за такие приговоры и такие условия содержания за решеткой, чтобы они не имели возможности получать визы или осуществлять денежные переводы».

Все эти события в колонии под Харьковом происходят на фоне подготовки оппозиции к грядущим выборам в Раду, намеченных на 28 октября. Главной новостью для страны стало объявление о том, что на днях две крупнейших партии — «Фронт перемен» и «Батькивщина» создали объединение, в которое кроме них вошли еще четыре политических силы — «Реформы и порядок», «За Украину», «Народный Рух» и «Народная самооборона». Они пойдут на выборы единым списком, возглавят который Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк, уже заявивший, что «осуществлено покушение на убийство Юли». А руководителем избирательного штаба назначен Александр Турчинов, правая рука Тимошенко.

Украинская оппозиция не имеет ни новых лидеров, ни новых идей

В планах объединенной оппозиции принятие закона об импичменте президенту (и, вероятно, попытка его осуществления), запрет на пользование чужими депутатскими карточками. Кроме того, оппозиционеры рассчитывают использовать новое политическое объединение как базу для победы на президентских выборах. Отвечая на вопрос, как юридически будет оформлено участие в выборах отбывающей наказание Тимошенко, Яценюк сказал: «При любых обстоятельствах Юлия Тимошенко политически будет возглавлять список, а юридически она возглавляет партию «Батькивщина». Поэтому здесь нет никакой дискуссии по этому поводу». Он добавил, что объединенная оппозиция постарается как можно быстрее сформировать списки и провести общественные обсуждения кандидатов.

Этот шаг оппозиции вызвал неоднозначные отклики в стране. Многие увидели в нем попытку самого Арсения Яценюка (персоны малопопулярной, чья партия представляет, по большей части, фикцию) получить доступ к разветвленной сети местных ячеек партии «Батькивщина», располагающей сильными региональными филиалами. Кроме того, участие в объединении мелких партий преимущественно националистической направленности никак не поспособствует расширению его электоральной базы. Она по-прежнему привязана к Западной Украине и Киеву. Обширные районы востока и юга страны остаются для него враждебными и недоступными. И, что самое важное, у оппозиции нет ни новых лидеров, ни новых идей. Пока что все ее лозунги построены только на отрицании и критике Януковича, она не создала своей привлекательной программы, которая бы помогла объединить страну. То, что во главе объединенной оппозиции стоят, в общем-то, скомпрометированные и ничего в итоге не добившиеся Тимошенко и Яценюк также не способствует ее популярности.

В итоге Украина сегодня стагнирует со старыми лидерами и идеями как на оппозиционном фланге политики, так в правительственном лагере. Парламентские выборы вряд ли изменят ситуацию, они лишь могут законсервировать на следующие пять лет нынешнее противостояние между двумя лагерями, когда одни сохраняют в своих руках почти бесконтрольную власть, а вторые сохраняют в парламенте шумную, но бессильную фракцию.