https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин оказывается в сети сатиры

Шел 2000 год. Владимир Путин недавно был избран главой государства. Михаил Златковский — самый знаменитый российский политический карикатурист. Он активно изображал в сатирическом ракурсе Бориса Ельцина, первым из российских карикатуристов нарисовал Михаила Горбачева. Когда закончилась эпоха перестройки, его вызвал директор «Литературной газеты», с которой Златковский сотрудничал. «Миша, Путина больше рисовать не будем. Мальчик очень ранимый», — коротко сказал начальник, передавая новые директивы Кремля.

С тех пор Златковский больше не мог шутить с помощью карандаша над самым сильным человеком Москвы, хотя он не раз подсмеивался над ним в период, когда Путин исполнял обязанности президента (1999) до момента его избрания. Сейчас Златковский работает в газете «Новые известия» и публикует рисунки, которые глубоко не задевают.

Двенадцать лет вынужденного молчания

Но вето касалось не только Златковского. Президентская цензура обрушилась на тех, кто с помощью своего артистического таланта подсмеивался над властями до 2000 года. Возьмем случай с телевизионным спектаклем Шендеровича «Куклы», где политические персонажи появлялись на экране в виде кукол. В2001 году Путин приобрел черты зловредного гнома. Телевизионный спектакль был запрещен. Список запретов такой же длинный, как и перечень газет, журналов, радиопередач и телепередач, контролируемых более или менее напрямую правительством. С другой стороны, известно, что первые шаги к концентрации власти, которые предпринял Владимир Владимирович, перебравшись в Кремль, касались именно контроля печати, которая во времена Ельцина достигла свободы, прежде невиданной в истории России. Путин заставил ее замолчать.

Программы, которым еще позволяется критиковать власть, можно перечесть по пальцам одной руки. Они представляют собой маленькую нишу, которую намеренно оставили, чтобы показать, что цензура не так уж и велика. Но рисковать и заниматься сатирой в этом контексте не рекомендуется. В марте этого года после пребывания на посту премьер-министра, продолжая тем не менее управлять страной с Дмитрием Медведевым, Путин снова завоевал президентское кресло. Инаугурация его третьего мандата состоится в мае. Параллельно с новым завоеванием Кремля, фальсификациями на политических выборах в декабре и невиданными прежде манифестациями протеста в Москве сатира возвращается на сцену.

«Серьезнейшая шутка»

То, что был определено как «пробуждение гражданского сознания» (это немного насильственная концепция, потому что российское общество вовсе не такое пассивное, как принято считать) сопровождалось новым мощным расцветом иронии, насмешки, уколов в адрес властей. Интернет был избран полем боя, что стало структурной характеристикой антипутинского движения, как объяснил газете «New York Times» Илья Красильщик, молодой организатор протестов, а также директор культурного журнала «Афиша». «Мы шутим над серьезными вещами», — говорит Красильщик. В Сети родились сайты, циркулировали видео, карикатуры, бьющие наповал афоризмы. Некоторые примеры этой возродившейся сатиры были собраны Александром Колесниченко, журналистом газеты «Новые известия» в детальной статье, написанной для Transitions Online(www.tol.org), одного из лучших сайтов на английском языке, посвященных проблемам Центральной и Восточной Европы и постсоветского пространства. Один автор сообщает о создании портала, который рекламирует водку Чуровку (www.churovka.ru). Каждая бутылка вмещает 0,497 литра продукта с содержанием алкоголя 146 градусов, что невозможно. Действительно, этот сорт водки не существует. Речь идет о шутке. Водка носит имя председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимира Чурова.

Процент содержания алкоголя соответствует результату, достигнутому партией «Единая Россия» (49,7%) в Ростовской области, а участие избирателей в голосовании, как сначала было объявлено Чуровым и его сотрудниками, составляло 146%, что является очевидным доказательством манипуляций.

Господин Бернс

Другой опыт, достойный упоминания — сайт @KermlinRussia, который в социальной сети Twitter насчитывает 230 тысяч читателей. Тот, кто скрывается за этим аккаунтом ( не путать с официальным президентским сайтом @KremlinRussia), ежедневно публикует блестящие и дерзкие анекдоты, напоминающие афоризмы, которые печатаются в нашей стране на сайте www.spinoza.it, если мы хотим привести сравнение.

Очень популярен в мировой Сети музыкальный видеофильм «Наш дурдом голосует за Путина», который на YouTube просмотрело более миллиона человек. Это любительский клип, где певец притворяется психическим больным, который спрашивает у врачей, кто кладет в карман доходы от продажи энергоносителей, и пишет письма Путину, но получает только фармакологические уколы. Другой видеофильм, который тоже можно найти на YouTube, завоевавал большую популярность. За основу был взят знаменитый американский мультсериал «Симпсоны». Путин с чертами Монтгомери Бернса, владельца Спрингфилдской атомной электростанции, сидит за письменным столом, а рядом с ним теснятся такие двусмысленные персонажи как Рамзан Кадыров и олигархи, попавшие в опалу, как Михаил
Ходорковский.

На заднем плане скользят кадры наиболее важных событий, случившихся за его долгое пребывание у власти, среди которых выделяются кадры из Беслана. В конце видеофильма слева от Путина садится Дмитрий Медведев, который занят своим iPad и другими игрушками.

В оазисе путинизма

Много еще можно порассказать. Можно говорить о других шутниках и их блестящих остротах, о многих умелых карикатуристах, которые на своих сайтах выставляют работы, которые были бы запрещены традиционными средствами массовой информации. Но хочется задать вопрос: вмешается ли власть, чтобы уничтожить эту новую форму сатиры? Вряд ли. До сих пор Интернет не был объектом цензуры, возможно, он им и не станет. Может быть, потому что его трудно контролировать — вероятно, поэтому путинизм, несмотря на все свои дефекты, оставил некоторые оазисы, где свобода более гаратирована, чем в других местах. Сеть являтся одним из них. Остается тот факт, что ее политический потенциал не сможет опрокинуть порядок вещей, что оппозизиция не так уж и сильна, как некоторые сочли сначала, вдобавок она разделена. Но есть то, что ее объединяет, заставляя смеяться и негодовать одновременно, — это сатира.