https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия — империя в рамках Садового кольца

«Идея единой Европы от Лиссабона до Владивостока может рассматриваться только в контексте евразийской безопасности», — заявила 23 мая белорусский политолог Ольга Побережная, комментируя проблематику повышения эффективности российской внешней политики

По мнению белорусского политолога, идея обеспечения региональной и континентальной безопасности — именно то, что может объединить Россию и Евросоюз. Иные основания партнёрства между Россией и Западом, считает политолог, небезосновательно критикуются. «Во-первых, потому, что идеология Запада в корне не совместима с национально-государственными интересами России, — привела Побережная доводы критиков единства России и Запада. — Даже если оценивать экономическое сотрудничество: ЕС рассматривает Россию как источник ресурсов и рынок сбыта — и только так».

«Во-вторых, между Россией и Западом (в т.ч. Западной Европой) существенна проблема цивилизационных различий. Их невозможно отменить или игнорировать», — продолжила Побережная. «Однако Россия не должна себя так рассматривать», — добавила она.

«Главная слабость внешней политики России заключается в том, что не дано чёткого понятия национально-государственных интересов. Они не сформулированы со всей ясностью на долгосрочную перспективу, не представлены. Из того, что представлено в качестве российских национально-государственных интересов, многое не совсем ясно даже экспертам», — сказала белорусский политолог. Возможно, отметила она, проблема в подаче идей, однако в этом есть сомнения: «Внешняя политика есть продолжение политики внутренней. Внутренняя политика России весьма противоречива. Нет долгосрочной стратегии, целей, т.к. не сформулированы основные смыслы, не расставлены важные акценты. Отсюда и противоречивая практика. Нет у России государственной идеологии — отсюда и внешнеполитические метания, непоследовательность, сдача позиций практически без боя».

Поэтому, отметила Побережная, не только на уровне обывателей, но и в экспертном сообществе возникают закономерные сомнения: есть ли у России определённость хотя бы в вопросах тактики, хотя бы чёткая уверенность в том, кто её стратегические союзники, кто — тактические партнёры, кто — ближние враги и т.д.

«Многое зависит от того, как Россия позиционирует себя в мире, — отметила Побережная. — Россия обязана удерживать, закреплять территории, которые она объединяла столетиями. Однако происходит обратный процесс: Россия теряет контроль над пространством. Вопрос стоит так: или Россия — империя, или Россия в рамках Садового кольца. Но главный вопрос даже не в этом — главный вопрос, который стоит перед политиками России, звучит так: «Ради чего всё это?» Получив ясный ответ на него, будут ясные ответы и на остальные, принципиально важные вопросы — в т.ч. и касающиеся внешней политики».

Политолог привела ряд примеров, свидетельствующих, по её мнению о том, что ситуативное поведение не может заменить последовательного отстаивания стратегических интересов. В частности, она отметила: «Чему учит ситуация в Сирии? «Нас не устраивает режим, но мы не хотим войны» — это не подход!».

В числе позитивных достижений МИД России на внешнеполитической арене Побережная назвала укрепление позиций официальной Москвы в таких объединениях стран, как БРИК, ШОС, Таможенный союз, ЕЭП. По мнению Побережной, участие в формировании региональных объединений, курс на формирование Евразийского союза и формироване многополярного мира — «правильная стратегия, но осуществлять её следует активнее, решительнее».

«Внутренняя политика, как и внешняя, зиждется на осознании национальной идеи, реализации четко сформулированных национально-государственных интересов. Ключевым вопросом внешней политики является вопрос обеспечения безопасности, что предполагает ответ на ряд принципиальных вопросов — о стратегии и тактике, о средствах и методах, о «врагах» и «друзьях» и т.д. России следует определиться с национально-государственными интересами», — резюмировала Побережная.