https://www.funkybird.ru/policymaker

Наш ответ на ПРО США: испугаются ли нас?

Россия выйдет из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и откажется от шагов в области разоружения, если США продолжат строительство противоракетной обороны в Европе. С таким заявлением выступил в среду президент РФ Дмитрий Медведев, обращаясь к согражданам. Со стороны российской оппозиции уже прозвучал вывод, что Медведев, фактически объявив о провале российско-американской перезагрузки, перед выборами взял на себя основной «негатив» и расчистил путь будущему президенту Владимиру Путину, чья риторика в данном вопросе всегда отличалась предельной жесткостью.

В первоочередном порядке он поручил усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил в рамках создания национальной системы Воздушно-космической обороны. Также он объявил, что Россия разместит на западе и юге страны ударные системы типа «Искандер», обеспечивающие тотальное огневое поражение европейского компонента ПРО.

Отметим, двумя днями ранее военно-дипломатический источник в Москве уже предупредил, что в случае провала переговоров с США по проблеме ЕвроПРО Россия может разметить «Искандеры» не только в Калининградской области, о чем российские власти уже предупреждали Америку, но еще и в Краснодарском крае и в соседней Белоруссии. Про Белоруссию, однако, в среду опроверг постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.

Кроме того, стратегические баллистические ракеты, поступающие на вооружение РВСН и ВМФ, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками, заявил Медведев. Он поручил Вооруженным силам приступить к разработке мер, обеспечивающих при необходимости разрушение информационных и управляющих средств системы ПРО.

Президент также поручил Минобороны немедленно ввести в боевой состав радиолокационную систему предупреждения в Калининграде. Ранее командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Олег Остапенко сообщил, что эта станция до конца года будет поставлена на опытно-боевое дежурство, хотя всего год назад она впервые вышла в эфир.

Мнение из Минобороны

Россия обладает «достаточным арсеналом средств для парирования угроз, которые будут актуальными в случае, если юридически обязывающих гарантий от США получить не удастся», сказал РИА «Новости» член президиума общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко.

По его словам, начиная с третьей фазы так называемого поэтапного адаптивного подхода развертывания ЕвроПРО (ориентировочно в 2015-2017 годах), данная система приобретет возможность осуществлять перехват и уничтожение части российских МБР на траекториях их полета в сторону США. Тем самым девальвируется ядерный потенциал РФ, что может в дальнейшем привести к нарушению существующего стратегического паритета.

В целях нейтрализации подобных негативных тенденций Россия может реализовать комплекс мер военно-технического реагирования, которые, с одной стороны, будут относительно малозатратны, а с другой — не приведут к новой гонке вооружений, сказал Коротченко.

К таким мерам он относит «увеличение темпа ежегодного выпуска МБР РС-24 «Ярс» в варианте передвижного грунтового ракетного комплекса для формирования потенциала гарантированного ответного удара». Также военный эксперт предлагает ускорить проведение испытаний перспективного боевого оснащения МБР РС-24 «Ярс» и морской ракеты «Булава», позволяющего успешно преодолевать перспективные системы ПРО, разместить в Калининградской области группировку оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», предусмотрев оснащение данных ракетных комплексов (ОТРК) как обычными, так и ядерными боевыми частями. Выйти на политические договоренности с Минском о развертывании группировки ОТРК «Искандер-М» на территории Республики Беларусь, продолжил Коротченко.

Кроме того, считает эксперт, Россия могла бы, если того потребует ситуация, переориентировать бомбардировщики Ту-22М3 на решение задач по поражению информационно-разведывательных компонентов системы ПРО США на европейском театре военных действий.

По силам ли «Искандерам» решить проблему ПРО?

Главным аргументом против американской ПРО является размещение оперативно-тактических комплексов «Искандер» в Краснодарском крае и Калининграде. Теперь давайте разберемся: фактически, Россия отвечает на угрозу американской противоракетной системы лишь тем, что поставит на своей же (!) территории, пусть у западных границ, оперативно-тактические комплексы! И после этого мы еще хотим, чтобы нас боялись американцы? Конечно, не секрет, что новость об «Искандерах» у границ ЕС в Европе и Вашингтоне воспримут с раздражением, но данный факт навряд ли способен склонить США к отказу от ПРО в Европе.

С американцами, и это мы знаем еще со времен СССР, нужно действовать только их методами, чтобы принудить к чему-то. Если бы мы, например, разместили свое оружие на Кубе или хотя бы в Венесуэле, пусть от нее далековато до США, вот тогда бы американцы задергались всерьез. Сейчас, увы, не то время, России особо нечем грозить Западу и нет у нас возможности размещать наше стратегическое оружие в западном полушарии, да и вообще, практически ни одна страна мира, даже из наших ближайших соседей, кроме стран СНГ, не согласится на размещение российских стратегических вооружений на своей территории на данном этапе времени. А такие шаги, как в ответ на американскую ПРО у наших границ отвечать размещением «Искандеров» на своей же территории — несерьезны и показывают, на сколько же мы ослабли за последние 20 лет, если принимаем решение о перебазировании нашего вооружения из одного населенного пункта РФ в другой только после того, как нас собрались окружить противоракетами и радарами.

Кроме того, «Искандеры» — не панацея от ПРО. Да, нас пытаются уверить, что данные комплексы — адекватный ответ на ракеты США. Однако, это оружие фактически было готово к использованию и прошло финальные испытания еще в 2003 году. Отнимите от этого года то время, пока оно создавалось. «Искандер» не является новейшей разработкой российской оборонки, истоки его создания уходят еще в Советский Союз. Этот оперативно-тактический комплекс разрабатывался параллельно с аналогичным комплексом «Ока», который был запрещен к использованию после подписания президентами США и СССР в 1987 г. Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Фактически, «Искандер» — это глубокая модернизация советской «Оки», да и родом он, как и «Ока», из советского прошлого. Могли ли тогда наши конструкторы и ученые предвидеть все современные угрозы? — нет. Если сейчас «Искандеры» и смогут, например, ликвидировать угрозы со стороны ПРО, то буквально через 2-3 года такая задача советскому «Искандеру» может стать уже не по зубам, тем более, когда ракеты США находятся не через океан, а в соседней с РФ стране.

Наши оперативно-тактические комплексы, которыми вчера стращал Запад Дмитрий Медведев — это скорее просто «успокаивающее средство» для граждан России, большинство из которых в силу многочисленных проблем и разных обстоятельств не в силах вникать в такие тонкие моменты, как то, что наша страна сейчас пытается грозить Штатам, которые на днях уже успели испытать гиперзвуковое оружие, вооружением советского производства (!). Да про это почти и не говорят по телевидению, к тому же, у наших граждан и без ПРО забот хватает.

До куда не долетит «Искандер»

По всем тактико-техническим характеристикам, которые имеются и в открытом доступе, дальность полета ракет комплексов «Искандер» составляет 280 км. Если даже их установить в самом западном районе Калининградской области, то расстояние от данной точки до западной границы Польши и Германии составляет примерно 400 км (!). Если измерить расстояние от той же точки в Калининграде до юго-западной границы Польши (с Чехией), то это расстояние уже будет равняться примерно 520 км. То есть, «Искандеры», установленные даже в крайней западной точке Калининградской области, все равно не в силах дотянуться, например, до американской противоракеты, выпущенной из юго-западного района Польши, не говоря уже о том, если она будет запущена из другой западной точки Европы, ведь соглашение по ПРО со Штатами подписали, например Италия и Нидерланды, то есть, страны, находящиеся на приличном удалении от нашей границы, а значит, и от «Искандеров». Напомним, что ракетные мишени рекомендуется сбивать на самом старте, то есть, фактически, в местах их дислокации, а не тогда, когда они пролетят часть пути, многократно изменив свою траекторию.

Разновидности «Искандеров»

Есть такая разновидность оперативно-тактических комплексов, как «Искандер-К», который оснащен крылатыми ракетами. Если говорить о нем, хотя, по нашим данным, у границ ЕС должны быть развернуты комплексы «Искандер-М», дальность которых как раз 280 км., но если даже там будет развернут «Искандер-К» (с крылатыми ракетами), то дальность полета его ракет составляет 480 км., что опять же слишком мало для того, чтобы дотянуться до мишени даже в определенных районах Польши.

Сейчас некоторые военные рассказывают СМИ, что в Калининграде могут быть установлены на пусковой установке «Искандера» совсем другие ракеты, дальность которых составляет 2000 км. Однако это лишь пустые заверения некоторых военных. Как следует из речи президента РФ, в ответ на ПРО собираются развернуть именно ОТК «Искандер», а не другие ракеты на его базе. Поэтому, подобные заявления военных о сверхракетах — очередной элемент успокоения общества под выборы. К тому же, эти «другие» ракеты должны еще уметь не хуже «искандеровских» засекать и сбивать вражеские мишени.

Что же касается «Искандеров-К» (дальность 480 км.), то эти комплексы также существуют больше виртуально и для ВС РФ не планировались, по-крайней мере, до этого момента. Для вооруженных сил нашего государства создавались именно «Искандеры-М», «Искандеры-Э» с ослабленными ракетами предназначаются для экспорта за рубеж. Даже, если завтра «Искандер-К» поставят на вооружение, проблемы ПРО он не решит.

Что же касается противоракетной базы США в Румынии, которая также должна быть возведена наравне с польской, то против нее «Искандеры» (которые будут размещены в Краснодарском крае) почти бессильны. То есть, они смогут засечь и обезвредить (если повезет) вражеские мишени, выпущенные с территории Румынии, когда те будут пролетать где-то над Восточной Украиной. То есть, опять же, американские ракеты, если и будут уничтожены, то далеко не над страной, откуда их выпустили, что уменьшает шансы на их успешную ликвидацию с нашей стороны.

Чем мы там еще грозили?

Помимо «Искандеров» Дмитрий Медведев грозил американцам установкой опять же на своей территории, снова в Калининграде, радара, который может засекать пуски ракет вблизи границ. Не исключено, что данная мера поможет хотя бы узнать о ракетном нападении на нашу страну. Что же касается создания воздушно-космической обороны для борьбы с ПРО, то эту тему мы оставим без комментариев. Для начала, мы бы лучше научились нормально запускать мирные межпланетные станции типа «Фобос-Грунт», а потом мечтали о подавлении ПРО США из космоса.

Кто пострадает в случае войны?

Европе стоит всерьез подумать, стоит ли ей ввязываться в геополитические игры двух держав. Особенно это касается Польши, которая в случае конфликта РФ и США может стать одной из главных арен в ракетном сражении Москвы и Вашингтона и рискует быть просто уничтоженной, ведь в небе над этим государством будут разгораться «звездные войны», возможно и с ядерным привкусом.

«Искандеры» в Белоруссии — это фантазия
Рогозин: Россия не будет размещать ракеты в Белоруссии в ответ на ПРО США

Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин назвал фантазиями появившиеся сообщения о том, что оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер» могут быть размещены в Белоруссии в ответ на развертывание американской ПРО в Европе.

«Давайте не будем фантазировать. Исходите из набора тех мер, которые были озвучены сегодня президентом РФ Дмитрием Медведевым», — сказал Рогозин в среду на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса».

* * *

Газета «Совершенно секретно» про «Искандер»: «Смертельно опасен. Для самих ракетчиков»
Материал, который был опубликован в вышеуказанной газете некоторое время назад

Скандалы сопутствовали «Искандеру» изначально. Обнаружив установку на выставочной площадке авиакосмического салона МАКС-1999 в Жуковском, тогдашний начальник вооружения генерал-полковник Анатолий Ситнов учинил разнос. Вроде бы главного вооруженца возмутило выставление сверхсекретного образца. Потому, мол, машину накрыли брезентом и увезли. Но существует и более приземленная версия: генерала взбесило то, что под видом полностью готового и прошедшего госиспытания изделия разработчики выставили сырой опытный образец. На время воцаряется тишина, и об «Искандерах» никто не заикается. Спустя год генерал-полковника Ситнова увольняют. В коридорах Арбатского военного округа поговаривали, что его отставку пролоббировали производители военной продукции: генерал не устраивал их тем, что отказывался принимать на вооружение небоеспособные разработки, впариваемые под видом новейших (в том числе «Искандер»).

Продавливание комплекса пошло намного легче, когда «ушли» еще и маршала Игоря Сергеева, а кресло министра обороны занял Сергей Иванов, поставивший главным вооруженцем генерала Алексея Московского. Генерал Московский имел репутацию человека, связанного с промышленниками. Злые языки даже клеветали, что именно в связи с этим генералу в свое время пришлось покинуть должность первого заместителя начальника вооружения Вооруженных сил. При Иванове и Московском «Искандер» лоббировали со страшной силой, вещая, что комплекс вот-вот пойдет в войска. Решающим для лоббистов, судя по всему, стал год 2004-й: с поста начальника Генштаба был снят Анатолий Квашнин. Последний не значился в числе поклонников «Искандера» и вообще активно препятствовал попыткам всучить армии сырые изделия.

Отечественные СМИ запестрили красочными эпитетами: «оружие совершенно нового поколения», «способен решать все боевые задачи», «практически неуязвим для обычных средств поражения», «навел жути на НАТО»… Почему при, казалось бы, столь выдающихся тактико-технических данных сами армейцы к идее принятия «Искандера» на вооружение относились без восторга? Разгадка, возможно, кроется в осторожных репликах генерала Зарицкого. В марте 2005-го он похвалил «Искандер»: тот, мол, «способен взаимодействовать с космическими средствами разведки, беспилотными летательными аппаратами, а значит работать по целям в реальном масштабе времени». Но тут же заметил: этих «средств» у нас фактически нет. «Примерно то же можно сказать и об отдельных элементах, составляющих системы разведки, управления огнем. К большому сожалению, их количество еще не отвечает масштабу тех задач, которые стоят перед нашим родом войск». В переводе на нормальный язык сие означало: ракету нечем наводить на цель. Так ведь и ныне со спутниковым наведением плохо, беспилотников нет, а грузинская кампания показала, сколь фатально обстоит дело с воздушной разведкой. В рекламных проспектах радостно сообщается: «Определять цели для ракетного комплекса можно не только при помощи спутника-шпиона, или самолета – это может сделать обычная разведгруппа, или даже один солдат». Вот это ноу-хау! Комплекс, точность попадания которого зависит «всего лишь» от действий заброшенной в тыл противника группы спецназа, которая должна найти объект и выйти к нему, а затем и навести на цель ракету – писк сезона. Только не осени 2008 года, а лета 1943-го.

Тот же генерал Зарицкий выдал в другом интервью про «Искандер»: «Были, правда, отдельные проблемы в системе управления… Потребуется еще некоторое время для шлифовки всех систем… Комплекс еще будет дорабатываться, будут совершенствоваться эксплуатационные вопросы». Бывалый артиллерист развел руками: если отвечающий за принятие комплекса на вооружение генерал-полковник вслух говорит об «отдельных проблемах», да еще и «в системе управления», это означает только одно: изделие небоеспособно, ракета не всегда летит так, как надо, и туда, куда ее направляют. Эксплуатационные вопросы? «На нашем языке это означает, что подготовка к запуску смертельно опасна для самих ракетчиков».

Один из разработчиков баллистических ракет иного класса («Тополь» и «Булава»), директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов, затронув тему провалов отечественного ракетостроения, однажды сказал: «Это плата не только за технический прогресс, а за незнание новых физических явлений… В ряде случаев – и за откровенное разгильдяйство, связанное с несоблюдением технологической дисциплины при изготовлении в ходе освоения тех или иных новых разработок». Приведенный генкоструктором перечень болевых точек обширен: «Опытные образцы делаются штучно, иногда людьми, которые не имеют… необходимой квалификации… мы сплошь и рядом сталкиваемся с ситуациями, что для тех или иных изделий поставляются материалы, клеи, смазки, покрытия с просроченными сроками, с характеристиками, не соответствующими техническим условиям, с параметрами физико-механических свойств, которые значительно отличаются от тех, что должны быть на самом деле». Может, хотя бы в последние годы процесс потери технологий затормозился? «Нет, – отвечает Соломонов, – он как был, так и остается. Ситуация еще больше усугубляется: с самого нижнего уровня кооперации она переходит уже на более высокие уровни».

То, что серийное производства комплекса наладить не могут, не удивляет. Не зря последние несколько лет генерал Анатолий Ситнов твердит: «Мы не можем перейти от выпуска отдельных образцов к серийному производству вооружения и техники». Потому как налицо системный кризис ВПК: сколь прекрасное изделие ни создавали бы в НИИ и КБ, серийный выпуск их почти невозможен.

Ракеты для «Искандера» должен делать Воткинский завод (Удмуртия). Но способен ли он справиться с таким заказом? Завод и без «Искандеров» загружен – там делают баллистические ракеты для комплекса «Тополь М». Там же запланировано разместить и заказ на печально знаменитые ракеты морского базирования «Булава» (те самые, которые не всегда взлетают, а если взлетают, но не всегда летят. А если летят, но не туда, куда надо). Из открытых источников известно, что Воткинский завод не может выдавать больше четырех-шести «Тополей» в год, а тут еще и «Булава». Какие уж там 700-1000 «Искандеров» на экспорт ежегодно! Производственник кивает на смежников: у них, мол, «износ основного технологического оборудования превышает допустимые нормы». Но и у самих воткинцев с этим не лучше. Не говоря уже о том, что за последние годы и разработчики, и производственники стремительно растеряли остатки наиболее квалифицированных кадров.

Вот и получается, что под крики о «чудо-оружии» шло циничное продавливание сырого изделия. Потому что это – чины, ордена, премии и, главное, госзаказ, авансы и кредиты под серийное производство.