https://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев готов прививать идеи «Открытого правительства»

Премьер-министр Дмитрий Медведев в ближайшее время готов представить главе государства структуру и состав нового кабинета министров. После его формирования активная практическая работа начнется и по линии «Открытого правительства».

Вчера председатель правительства встретился с членами рабочей группы, занимавшейся несколько месяцев разработкой механизмов так называемого «Открытого правительства». На беседу их пригласили на новое рабочее место Дмитрия Медведева — в здание правительства на Краснопресненской набережной. «Приветствую в новых, хорошо забытых старых стенах», — обратился он к участникам рабочей группы.

В этих стенах сейчас все находятся в ожидании формирования нового кабинета министров, который в первый же день полномочий президента получил от него внушительный список поручений, выработанных в том числе и на основании идей, появившихся в зарождавшемся «Открытом правительстве». Многие из них смогут воплощаться в жизнь только после того, как новое правительство начнет свою полноценную работу, поэтому в ОП тоже ждут этого дня.

— Политические должности уже все придуманы, — заявил вчера Медведев. — Я в ближайшее время собираюсь передать их президенту.

После назначения министров начнет реализовываться на практике предложение ОП о назначении чиновников — вплоть до отдельных заместителей министров — через открытый конкурс. «Мы, может быть, даже до конца мая сможем начать проведение конкурсов на те структуры, которые будут отобраны, и я не знаю, какие там сроки предусмотрены, но где-то в июне выйти на назначение некоторого количества людей, чтобы доказать, что конкурсная процедура работает, в том числе и для лиц, замещающих высшие должности в системе государственной службы», — предположил премьер-министр.

Это лишь одна из немногих инициатив экспертов «Открытого правительства», которые, как рассчитывает Медведев, не станут просто очередным набором идей, а лягут в основу работы будущего кабинета министров. При этом он ждет новых идей.

Пока же главой правительства подписан ряд поручений, появившихся благодаря дискуссиям в ОП. К 1 августа Дмитрий Медведев ждет предложения о повышении роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, в которых он хотел бы видеть «неудобных пассажиров» — людей, которые критикуют власть, но делают это конструктивно. В эти же сроки премьер хочет видеть готовый набор ключевых показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти.

С назначением нового кабинета министров произойдут и определенные изменения в структуре органов, определяющих развитие «Открытого правительства». Помощник президента Аркадий Дворкович озвучил предложение преобразовать действующую рабочую группу в правительственную комиссию. «Мы сможем сделать что-то на основе наших предложений, если в руках «Открытого правительства» будет необходимый административный ресурс», — уверен он. Глава кабинета министров согласился с такой позицией.

Выслушивать мнение ОП Медведев готов лично, в том числе на ежемесячных встречах с экспертным советом, которому отводит особую роль в законотворческой работе Белого дома. «В некоторых случаях ряд системных законопроектов, на мой взгляд, вообще не должен попадать в Государственную Думу, если они не прошли через горнило экспертного совета», — заявил премьер-министр.

А вот для экспертов главным вопросом, похоже, по-прежнему остается степень доверия в обществе к деятельности и планам «Открытого правительства». Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев рассказал, что ходил в среду на Чистые пруды, где «гуляли» оппозиционно настроенные граждане. Среди них он встретил многих людей, кто работал в ОП. «Эти люди, к сожалению, пока не верят в то, что «Открытое правительство» будет делать то, что оно говорит. Мне кажется, что это огромная проблема для всех нас, о ней не надо забывать. Это еще болезненнее, чем казалось», — признался он.

К тому же приходится работать под лупой активно распространяющихся информационных технологий, обеспечивающих прозрачность происходящего в стране. Он привел в пример арест Алексея Навального на 15 суток за оказание сопротивления органам власти, хотя в роликах в Интернете, по его словам, видно, что никакого сопротивления полиции тот не оказывал.

Дмитрий Медведев из этого замечания вывел одну проблему российского гражданского общества — большинство аргументов против власти принимается на веру. «Мы научились судить обо всем, не будучи в этом никакими специалистами», — указал он. Популярной в этом плане темой стали выборы, когда на предложения дать специалистам право делать выводы многие отмахивались, поскольку для них факты фальсификации были очевидны.

— Нам нужно уходить от таких сентенций, от таких суждений, — считает премьер. — Мы должны при помощи «Открытого правительства» прививать правовую культуру всем, в том числе нашему передовому классу, нашим горожанам, которые гуляют, где хотят. Они, хоть и рассерженные, — горожане, но рассерженные горожане тоже должны иметь голову.

Говоря об отношениях власти и оппозиции, глава правительства заверил, что профессиональных разногласий с основными политическими силами нет. «Если не говорить об элементарной борьбе за власть, а она в нашей стране будет, у нас открытое общество, что бы там ни говорили, развивающаяся и довольно сложная такая демократия», — заявил Медведев. Зато с теми силами, кто желает стране добра, у власти больше сходства по профессиональным позициям.

Примерно такая же картина может складываться и вокруг работы «Открытого правительства»- не все из его идей могут нравиться людям, а кто-то просто разочарован в диалоге с властью. «Нам нечего обижаться, надувать губы, — подчеркнул премьер. — Лучший способ доказать, что затея с формированием «Открытого правительства» — это не грамотный пиар-ход и не попытка раскрутить отдельных персонажей, только один. Это реализация идей «Открытого правительства».

— Это невозможно сделать за день, а по некоторым вопросам и за год, — указал он. — Но, если мы будем методично долбить, говорить, что принято такое-то решение, принят такой-то закон, люди начнут относиться иначе, эксперты начнут верить, и люди увидят, что это реально работающая система, реальный канал связи между властью и людьми.