https://www.funkybird.ru/policymaker

Грядет очередное фиаско России в информационной войне

Понятие «Информационная война» стало прочно укореняться в сознании современного человека. Основное оружие современной информационной войны – средства массовой информации, которые оказывают большое влияние на мировоззрение не только отдельно взятых людей, но также и определенных социальных групп, политических партий, неправительственных организаций. Отдельное место в этом процессе отводится сети Интернет. Причем глобальная паутина, зачастую, превращается в настоящее «поле боя», где помимо черпания определенной информации, пользователи сами могут продвигать выгодные мнения и позиции, вести дискуссии.

Тот факт, что борьба в информационной сфере сегодня может стать более весомым аргументом, чем реальные боевые действия, подтверждается ярким примером конфликта на постсоветском пространстве между Россией и Грузией. Итогом информационной кампании, развернутой грузинским руководством, явилось, прежде всего, сформированное негативное мнение в отношении России международной общественности. Это явилось крепким подспорьем для продолжения политики стран Запада по дискредитации шагов Российской Федерации в интересах ее становления как серьезного геополитического игрока и глобального лидера.

В свою очередь Россия недооценила эффективность мер информационного противоборства и вчистую проиграла первую фазу информационной войны. Главными ошибками явились отсутствие заранее подготовленных информационных позиций в странах Европы и потеря ее аудитории, а также пренебрежение возможностями свои союзников (никто из глав государств-членов ОДКБ вовремя не был проинформирован и не привлечен к решению возникшей кризисной ситуации).

В настоящее время ведется полномасштабная информационная кампания против сирийского руководства, где у России есть также свои интересы. Помимо этого, подпитываемые извне (западными государствами, а также Лигой арабских государств) экстремисты продолжают вести активные действия против правительственных войск. Необходимо отметить, что российская сторона начинает осознавать ошибки прошлого и заняла жесткую позицию в отношении так называемых распространителей демократии. Однако дальше декларативных заявлений Кремль пока не пошел. К сожалению в информационном поле мы видим полное доминирование тех, кто выступает за свержение руководства Сирии и установление новой, подконтрольной Западу власти. В качестве примера можно привести специально подготовленные и постоянно выпускаемые в свет новостные блоки катарского телеканала «Аль-Джазира», а также ряда европейских ньюсмейкеров, таких как телеканал «Евроньюс», в которых общественности показываются только те кадры, которые специально отбираются для этих целей.

Естественно, что с Россией в последнее время начинают считаться на Западе. Ведь в ее арсенале есть современное, высокоточное оружие, которое не только может «потягаться» со своими западными аналогами, но и по некоторым параметрам даже превосходит их. Как видно, и во внешнеполитической деятельности прикладываются титанические усилия для укрепления позиций Москвы на международной арене. Однако сегодня этого уже недостаточно. В то время как те же США обладают колоссальнейшей медиа сетью по всему миру, Россия пока может оказывать свое информационное влияние только на русскоязычный сегмент, да и то, делается это неактивно, нецеленаправленно, а попросту говоря – «спустя рукава».

Крупнейшие медиакомпании США – NBC, CBS и ABC, а также кабельные новостные каналы – CNN и MSNBC – постоянно обслуживают политические интересы Белого дома, а информация, которая исходит из этих компаний путем теле- и радиовещания, а также печатных СМИ тут же разлетается по всему миру. К тому же, у большинства медиа магнатов США есть дочерние компании по всему миру. С таким «арсеналом» можно убедить, кого хочешь и в чем хочешь.

Практически противоположная ситуация сложилась в России. Даже, несмотря на то, что ВГТРК имеет свой пакет акций международного телеканала «Евроньюс», точка зрения Кремля достаточно слабо «слышна» за пределами «шестой части Земли». Более того, как и прежде, Москва предпочитает сражаться в одиночку, не замечая государств-членов ОДКБ, не используя их потенциал сил и средств. Видно русскому народу нужно еще раз наступить на грабли, чтобы понять, что одним из принципов информационного противоборства является коалиционность. Такой подход к союзникам (фактически игнорирование) только раздражает и создает дополнительные проблемы в отношениях с ними.

А ведь недооценка информационной борьбы может привести к поражению, как на тактическом, так и на стратегическом уровне. В случае с Сирией вялотекущее информирование, да и то только в отдельных СМИ, несвязанность с действиями внешнеполитического ведомства, вооруженных сил может привести к тому, что Россия может в самое ближайшее время окончательно потерять всякое влияние на Ближнем Востоке.

Вялость усилий Кремля лишь подтверждает, что крепкие позиции Российской Федерации в Средиземноморье и на Ближнем Востоке могут быть возрождены еще не скоро, а специалисты в области информационной борьбы выступают в качестве импотентов: хотят, но не могут. А ведь ситуация может кардинально измениться, если все силы будут брошены не на «удушение» так называемой оппозиции с Болотной площади, своих соратников по Таможенному союзу и союзников по ОДКБ, а на возрождение былого влияния и за пределами постсоветского пространства.