https://www.funkybird.ru/policymaker

Рогозин грозит взяточникам железной рукой

А зарубежным производителям оружия — прекращением масштабного импорта иностранных вооружений в Россию.

В последнее время отечественную оборонку у нас принято ругать. Причем, делают это не какие-то обыватели у себя на кухнях, а некоторые высокопоставленные государственные мужи. В том числе, и те, кто по роду деятельности вроде как должен заниматься развитием (точнее – возрождением) некогда мощного ВПК, а не смешивать его с грязью и на словах, и на делах, и те, кто носят генеральские погоны и не могут не понимать, что подобные публичные уничижительные отзывы о российском оружии никак не способствуют подъему боевого духа у военных и оружейников. Ругают-то российскую оборонку высокие чины не кулуарно, в тиши министерских кабинетов, а все чаще – именно публично, с высоких трибун, с использованием СМИ, да так, что и за границей речи наших «правдорубов» слышат. И, наверное, аплодируют.

И вот что еще интересно: бранят наш ВПК и его продукцию весьма своеобразно. Если не сказать, избирательно. Например, внезапно подвергается обструкции танк Т-90 или самоходка «Мста-С»: дескать, дрянь, хлам, старье, да к тому же еще и дорогостоящее. При этом, расточаются комплименты зарубежным аналогам, а характеристики оружия, производимого странами-потенциальными военными противниками России, превозносятся чуть ли не до небес.

Разумеется, некоторая доля истины в подобных комплиментах есть. Действительно, по некоторым параметрам отечественные образцы уступают зарубежным. Но не стоит забывать о том, в каких условиях нашей оборонке приходится жить, вернее — выживать в последние двадцать лет. Достаточно вспомнить погромные ельцинские «реформы», многолетнее отсутствие финансирования, отток квалифицированных кадров, закрытие многих предприятий. С учетом этих обстоятельств нашим оборонщикам надо чуть ли не памятник ставить только за то, что они, несмотря на фактический разгром отрасли, не только выжили, но еще и умудряются производить оружие, экспорт которого приносит госказне порядка $10 млрд. в год.

Однако вместо того, чтобы совместно со специалистами ВПК плотно и конструктивно работать над выправлением ситуации, повышению бое- и конкурентоспособности отечественного вооружения, высокие чины предпочитают заниматься демагогией и критиканством. То ли по недомыслию, то ли, наоборот, по какому-то умыслу.

Тем неожиданней выглядит заявление бывшего постоянного представителя России при НАТО, а ныне вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина, сделанное им вчера на совещании в Москве: «Если мы хотим технологически догнать Запад в этом деле (производстве вооружения. – Прим.ред.), мы должны не столько следовать проторенной дорогой, сколько найти возможность «срезать угол» и в приоритетных для нас областях добиться превосходства. Разработка вооружений и военной техники должна вестись на плановой основе — с перспективой на 20-30 лет как минимум — с учетом анализа динамики угроз и вызовов, а также наших будущих экономических, демографических и иных возможностей».

Напомним, назначенный в конце декабря прошлого года президентом Медведевым на вице-премьерскую должность Рогозин будут курировать в правительстве именно оборонно-промышленный комплекс, а также – космическую и атомную отрасли. Своим вышеприведенным заявлением Рогозин фактически озвучил то, что должны были сказать еще давным-давно сказать руководители страны: если Россия хочет претендовать на роль мощной державы, то она просто обязана иметь отвечающий требования времени ВПК, развивать собственную оборонку, а не превращаться окончательно в нефтегазовую банановую республику, закупающую импортные вертолетоносцы, беспилотники и снайперские винтовки.

Что касается закупки вооружения за границей, то Рогозин призвал «вопрос о закупках иностранного вооружения целесообразно отныне не поднимать и рассматривать его как явное исключение из общего правила». Это тоже верно: зачем кормить чужих рабочих, когда собственные сидят на мизерных зарплатах, а то и вовсе — без работы? Зачем поддерживать иностранные компании, когда собственная оборонка находится в полукоматозном состоянии? Другое дело, что такая политика поддержки ВПК вероятного противника кому-то может быть выгодна, в том числе – и в чисто финансовом смысле, но Рогозин пообещал со своей стороны «вести работу жестко, чтобы в установленные сроки воссоздать «оборонку» и железной рукой пресекать все поползновения на коррупцию».

Помнится, в бытность свою постпредом при НАТО Дмитрий Олегович примерно так же, то есть, жестко обращался и с натовцами, громил их нещадно, но не на поле брани, конечно, а словесно. А коррупция в России, пожалуй, не слабее противник будет, чем НАТО. Современная Россия без коррупции столь же немыслима, сколь зима без снега. В частности, Военная прокуратура отмечает существенный рост взяточничества в российских Вооруженных Силах. Только за последние полтора года за коррупционные преступления, как сообщил главный военный прокурор Сергей Фридинский, были осуждены более тысячи должностных лиц, в том числе — 18 генералов.

С начала прошлого года, отмечает деловая газета «Взгляд», было выявлено 250 случаев взяточничества, что гораздо больше, чем в 2010 году. «Ущерб от преступлений коррупционной направленности превысил три миллиарда рублей», – заявил Фридинский. А Рогозин намерен «пресекать все поползновения»… Непростая задачка. Однако остается надеяться, что слова новоиспеченного вице-премьера не будут расходиться с делами. А что еще остается делать, как не надеяться?

Правда, с другой стороны, непонятно, какие полномочия делегировал Рогозину Медведев, назначив его ответственным за ВПК? В каких рамках будет действовать вице-премьер? Ведь для того, чтобы реанимировать ВПК, надо, по его же словам, «заменить станочный парк, построить новые заводы, создать моральные и материальные стимулы для привлечения молодых, профессиональных кадров». То есть, надо сделать примерно то же самое, что делал Сталин в годы первых пятилеток. Фактически сегодня речь идет опять же об индустриализации. Правда, в годы первых советских пятилеток на индустриализацию были брошены усилия и ресурсы всей страны, а Рогозин подобной роскоши, понятно, будет лишен. Да и как именно Дмитрий Олегович будет бороться с упомянутой коррупцией, тоже неясно. Это Сталину было «легко», имея под рукой НКВД, пресекать подобные безобразия, а в случае с Рогозиным как бы битва с коррупцией не превратилась в схватку Дон Кихота с ветряными мельницами… Причем, в схватку с предсказуемым финалом.

Что касается планов по воссозданию отечественного ВПК, то идея, конечно, более чем актуальная, однако в условиях системного кризиса, в котором уже не первый год пребывает Россия, воссоздать ВПК в полной мере будет не просто тяжело, а малореально. Но даже если решительному Рогозину удастся хотя бы прекратить порочную практику закупок вооружения за границей в ущерб собственным образцам, то и это можно будет признать успехом. А уж если он и в самом деле изловчится прищемить хвосты высокопоставленным коррупционерам, разлагающим отечественную оборонную отрасль, то его вклад в дело спасения ВПК будет весьма велик. Если же, паче чаяния, громкие заявления Рогозина останутся лишь эффектным сотрясанием воздуха, то отечественной оборонке не позавидуешь. Она до сих пор держится на наследии советских времен, запас прочности которого тает с каждым годом. И если не предпринять срочных мер, то в один не самый прекрасный день, к огромной радости наших многочисленных «друзей», от отечественного ВПК и, как следствие, обороноспособности России останутся одни воспоминания.