https://www.funkybird.ru/policymaker

«Мост дружбы» Моххамеда Мурси

Иранское информационное агенство «Фарс» 25 июня опубликовало интервью с Моххамедом Мурси, которое он дал за несколько часов до оглашения итогов президентских выборов в Египте.

В нем Мурси сообщил о намерении пересмотреть условия Кэмп-Дэвидских мирных соглашений с Израилем и наладить многостороннее сотрудничество с Ираном. Это заявление имело широкий резонанс за пределами Египта. Однако вскоре канцелярия египетского президента опровергла не только эту информацию, но и сам факт интервью. Последующие шаги Моххамеда Мурси в качестве президента страны прояснят этот политический пассаж. Однако нельзя не заметить, что воплощение подобных слов в жизнь могло бы кардинально изменить ситуацию на всем Ближнем Востоке.

И, тем не менее, Моххамед Мурси не скрывает, что он хотел бы создать «Мост дружбы» от Средиземного до Каспийского моря и Персидского залива. Сразу после своего избрания на пост главы египетского государства он заявил, что планирует расширить дипломатические связи с Ираном. По его словам, налаживание отношений с Ираном, в котором Каир чрезвычайно заинтересован, стабилизирует ситуацию и позволит уравновесить давление в регионе. «Это — один из моих программных тезисов», подчеркнул Мурси.

Отношения Каира и Тегерана испортились после подписания Египтом мирного договора с Израилем в 1980 году. В Иране, где к этому времени в результате революции 1979 года и свержения шаха к власти пришли фундаменталисты во главе с аятоллой Хомейни, мирное египетско-израильское соглашение сочли предательством по отношению не только к арабскому, но и всему исламскому миру. Поэтому не стоит удивляться тому, что в течение последних 32 лет отношения между Ираном и Египтом носили лишь формальный характер. Однако после падения Хосни Мубарака Тегеран не раз предлагал Каиру финансовую помощь, чтобы Египет мог избежать зависимости от США.

Тот факт, что к власти в Египте пришел именно Мохаммед Мурси, один из лидеров радикальной исламской организации «Братья-мусульмане», организаторов «арабской весны» на берегах Нила, естественно, с удовлетворением воспринят в Тегеране, который давно ищет надежных союзников на Ближнем Востоке. Таким союзником теперь может стать Египет, причем, союзником крайне важным, ибо он граничит с заклятым врагом Ирана — Израилем. Глава иранского МИД Али Акбар Салехи заявил недавно, что Иран и Египет — два главных столпа исламского мира.

В условиях, когда над Ираном нависла опасность американской агрессии, а Израиль постоянно говорит о необходимости нанести превентивный удар по Ирану с целью уничтожить его ядерные объекты, военно-политический союз с Египтом (а именно к нему, очевидно, стремится Тегеран) был бы для Ирана серьезном успехом в той сложной дипломатической игре, которую эта страна ведет сейчас.

Однако Мурси пока старается не предпринимать никаких резких шагов, которые могли бы насторожить мир, в целом положительно отреагировавший на итоги президентских выборов в Египте. Поздравления с победой на выборах Мурси получил от всех ведущих держав — России, США, Великобритании, Франции…

Уважение к итогам выборов в Египте выразили в канцелярии премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, где было заявлено, что Израиль настроен на сотрудничество с новым президентом Египта. На Западе также с удовлетворением восприняли тот факт, что Мурси (получивший высшее образование в техническом колледже штата Калифорния в США), став президентом покинул ряды движения «Братья-мусульмане», которое при Мубараке было фактически запрещено как экстремистская, террористическая организация, и его политического крыла — Партии свободы и справедливости». В телеобращении к народу 60-летний Мурси пообещал, что будет президентом всех египтян, а также заявил, что Египет будет выполнять все существующие международные договоренности.

Обращает, однако, на себя внимание тот факт, что, как следует из его выступлений в ходе предвыборной компании, Мурси намерен сделать упор не только на немедленное и жесткое реформирование коррумпированных институтов власти, но и, обратите внимание, на более широкое применение исламского права в повседневной жизни. И именно эта предстоящая «исламизация» общественной жизни Египта роднит его с Ираном.

В Тегеране очень надеются на то, что, выйдя из своего движения «Братья-мусульмане», Мохаммед Мурси тем не менее остался верен его идеям и целям, и приверженность исламскому радикализму станет основой будущего союза Каира с Тегераном. Он может совершенно изменить геополитическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, повлиять на положение в Ираке и Сирии, где Запад силами оппозиции, а возможно, и Турции, используя недовольство Анкары недавним уничтожением сирийцами турецкого самолета-нарушителя границы, стремится «убрать» президента Башара Асада.

Тегеран безоговорочно поддерживает Асада, решительно выступая против иностранного вмешательства в дела Сирии. Как поведет себя Мурси по отношению к Дамаску, сказать сейчас трудно. Но ясно одно — судьба Сирии, с которой когда-то Египет составлял единое конфедеративное государство ОАР (Объединенная Арабская Республика) и в союзе с которой воевал против Израиля, не может быть безразличной для Каира. Значит, можно ждать, что в самое ближайшее время Мурси озвучит свою официальную позицию по отношению к событиям в соседней стране.

Возможное создание оси Каир-Тегеран, думается, должно обеспокоить и Соединенные Штаты, и Израиль. Совсем не в интересах Вашингтона приобретение Ираном, который США давно занесли в «черный» список стран-изгоев, такого союзника, как Египет, много лет, со времен Кемп-Дэвида, служившего гарантом созданного Белым Домом «порядка» на Ближнем Востоке. Теперь этот «порядок» может нарушиться, несмотря на заявление Мурси о намерении сохранять все прежние международные договоренности. Протянутая Мохаммедом Мурси рука дружбы Тегерану означает и то, что американский план международной изоляции Ирана (как подготовка будущей агрессии против этой страны не срабатывает. Россия последовательно выступает за переговоры с Ираном по поводу его ядерной программы и категорически отрицает необходимость применения каких-либо силовых вариантов против Тегерана.

Россию поддерживает и Китай. А теперь Иран получает возможность опереться на поддержку важнейшего игрока на политическом поле Ближнего Востока, каким является Египет. С этой точки зрения можно утверждать, что санкционированное Вашингтоном свержение Мубарака не принесло заокеанским политикам тех дивидендов, на которые они рассчитывали. К власти в Египте пришел Мохаммед Мурси, на которого США не делали ставку и который вряд ли станет когда-нибудь послушной марионеткой в их руках, особенно, если реальностью станет тесный союз Каира с Тегераном, который нужен и Ирану, и Египту.