https://www.funkybird.ru/policymaker

План войны с Наполеоном предложенный графом д’Алонвилем

В январе 1812 года императору Александру I, графом Н.С. Мордвиновым был представлен план войны с Наполеоном, который составил французский эмигрант граф д’Алонвиль. Тогда же Александр I ознакомил с ним Барклая де Толли.

В своем сочинении д’Алонвиль указывал на изначальное враждебное отношение Наполеона к России. Признавая за Наполеоном несомненный полководческий талант, д’Алонвиль обращал внимание на то, что Франция не способна вести длительную войну из-за расстройства финансов, и по этой же причине не способна долго содержать большую армию.

Это обстоятельство будет вынуждать Наполеона вести быструю наступательную войну против России. «Искать решительного сражения и устремиться быстро к столице противника с той целью, чтобы заняв ее предписывать условия мира и приобретать средства, которых лишена Франция по расстроенному состоянию своей промышленности и торговли». Снабжение армии продовольствием Наполеон вынужден будет осуществлять только путем реквизиций.

Граф д’Алонвиль предлагал следующее: раз Наполеон будет «принужден обстоятельствами» действовать быстро, извлекая из войны возможные выгоды, следовательно, необходимо вовлечь его в войну медленную и разорительную. По возможности как можно дольше избегать генеральных сражений, отступать в глубь территории страны, наводнить тылы Наполеона казаками для действия против французских отрядов, добывающих продовольствие.

Необходимо «содержать неприятеля в беспрестанном опасении, утомлять и ослаблять противника мелкими стычками». Для противодействия смелым обходам, которыми Наполеон решал судьбы войны, следует иметь позади действующей армии еще одну резервную, которая поддерживала бы главные силы и обеспечивала бы их тылы.

Такой способ ведения войны поможет выиграть время до наступлении осени и зимы, когда короткий день будет способствовать действию русских легких войск и затруднять действия неприятеля. Французы, привыкшие к умеренному климату, будут «терпеть от ненастий и стужи более чем русские».

В политическом отношении, для успеха действий против Наполеона, д’Алонвиль предлагал заключить союз с Англией, который «принесет пользу России денежными средствами», союз с Испанией, с поручительством за «ее политическую самобытность». Примириться с Турцией на умеренных условиях, и «воспользоваться содействием турецких войск для вторжения их в Илларию».

Или в случае союза Франции и Австрии, для угрозы землям австрийской короны отправить вспомогательный корпус в Пруссию, дабы побудить эту державу содействовать восстанию против Наполеона в северной Германии. Немцы к тому времени были уже готовы восстать против французского императора. Кроме того необходимо отторгнуть от союза с Францией Швецию и Данию, содействовать союзу Швеции и Англии. Поддержать роялистов во Франции, что заставит Наполеона прибегнуть к притеснениям и это ускорит его падение.

Чтобы побудить Наполеона к «развитию огромных сил, несоразмерных с его средствами, должно произвести несколько диверсий. Например в Далмации, к чему употребить греческое и албанское ополчение». А также в Неаполитанском королевстве, где 10-15 тысяч русских войск при поддержке жителей Сицилии и Калабрии, используя «свойства края действовать с успехом против значительного неприятеля» вполне могли бы это сделать. Можно также произвести диверсии в Ганновере, Померании и Голландии, для поддержки прусских войск, и диверсии в Бретани для поддержки роялистов.

Если «отступательная» и «диверсионная» тактика была впоследствии использована и хорошо известна, то предложение д’Алонвиля, касающееся бывших территорий Польши представляет больший интерес. Французский эмигрант предлагал России, не дожидаясь нападения Наполеона, открыть наступательные действия против герцогства Варшавского, в Силезию, чтобы совокупно с прусскими войсками (напомним, что план этот учитывал реалии начала 1812 года) занять линию по Одеру и «возбудить восстание в северной Германии».

В планы д’Алонвиля входило «в случае необходимости» опустошение герцогства Варшавского, чем предполагалось лишить Наполеона возможности пополнять там запасы продовольствия для своей армии. Параллельно с этим нужно было противодействовать Наполеону по мере его продвижения на оборонительных позициях за Одером, Вислой, Днепром, усиливать их укреплениями и засеками, уничтожая мосты, портя дороги, в то время, как казаки будут действовать по тылам Наполеона.

Француз предложил расположить у Киева и Смоленска резервные армии, снабженные всем необходимым, и способные к быстрому передвижению, а также удерживать Наполеона в бездействии, либо вовлекать его в такие предприятия, «кои даже в случае успеха не приносили бы ему пользы, а стоили очень дорого». Перейти в наступление необходимо только тогда, когда русская армия будет иметь решительное превосходство или на это «сподвигнут благоприятные обстоятельства».

Для приведения своего плана в действие д’Алонвиль считал необходимым иметь следующее число войск: «действующую армию от 80 до 100 тысяч человек; корпус от 30 до 40 тысяч человек на австрийской границе; другой корпус, от 20 до 30 тысяч, для содействия прусской армии; две резервные армии от 40 до 50 тысяч каждая у Киева и Смоленска; 10 тысяч человек для экспедиции в Неаполь и столько же для диверсии во Франции; от 20 до 30 тысяч для занятия укрепленных пунктов, конвоирования подвозов, образования летучих отрядов и прочие. Следовательно – всего от 250 до 320 тысяч человек».

При поднесении этого «мемуара» Александру I, адмирал Мордвинов привел в поддержку этих планов два исторических примера: отступление Петра Великого, завлекшего армию Карла XII внутрь страны и разгромившего шведов под Полтавой, и отступление Веллингтона к Торрес-Ведрасу у Лиссабона, которое привело к большим потерям во французской армии, принудившее французов отступить в Испанию.

Источник: Генерал-майор М. Богданович «История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам», Санкт-Петербург, 1859 год.