https://www.funkybird.ru/policymaker

Дворкович как символ нынешнего кабинета министров

Когда в начале 90-х к управлению страной пришли «завлабы», обладавшие только теоретическим опытом управления на низовом уровне, это ещё можно было понять.

Никто тогда толком не понимал, как следует строить новую экономику новой России, а для сноса старой годились любые люди. Когда спустя 20 лет во власть снова приходят «теоретики», это уже напоминает дурную фантастику…

Сегодня главным символом таких «теоретиков» можно считать вице-премьера по экономике Аркадия Дворковича. После разделения полномочий между членами кабинета на него свалился огромный кусок — присмотр за промышленностью, сельским хозяйством и ТЭК.

Даже беглое прочтение биографии вице-премьера показывает: опытом управления в реальном секторе экономики Аркадий Дворкович не обладает. Зато он прекрасный теоретик – будучи советником президента Дмитрия Медведева, из-за спины своего босса охотно раздавал рекомендации (пригодились ли они кому-то, история умалчивает) и готовил свою программу приватизации государственной собственности.

Вообще, это удивительный человек и уникальный чиновник! Оставим без внимания ехидное прозвище, данное Дворковичу, как считается, работниками его секретариата — «Наш изумрудный». Дело в том, что, как полагают знающие люди, на самом деле вместо «теоретика» Аркадия Владимировича курировать промышленность и ТЭК страны будет его жена, Зумруд Рустамова. В отличие от своего супруга, Зумруд Хандадашевна давно и успешно занимается бизнесом, входит в советы директоров самых разных предприятий и отлично разбирается в реальной экономике. Правда, непонятно в чью пользу…

Но, в конце концов, для любого чиновника важно другое – насколько успешно он выполняет порученный ему объём работы. Так вот. О способности Дворковича к аппаратной работе хорошо говорит такой факт: 19 июня в правительстве должно было пройти совещание правительственной комиссии по вопросам ТЭК, которую он возглавляет. По этому поводу членам комиссии было разослано информационное письмо. На моей памяти это первый подобный документ, в котором напрочь отсутствует повестка заседания. С чем хотите, с тем типа и приходите, дорогие коллеги. Посидим, поговорим…

Впрочем, возможно, что тема для разговора будет всего одна. Так называемая приватизация «по Дворковичу». О которой Аркадий Владимирович в последнее время думает и говорит просто непрерывно.

В том, что государство будет уменьшать своё присутствие в экономике, нет ничего плохого. Считается, что госдоля в нашей стране великовата и доходит до 50%, в то время, как в развитых странах она не превышает 25-30 процентов. Однако на вопрос, кому может быть выгодна быстрая распродажа несущих деньги в госбюджет топливно-энергетических активов, большинство экспертов либо делали загадочные лица, либо ехидно улыбались и предлагали догадываться об этом самостоятельно.

Не секрет, что скорейшему распилу нашего ТЭКа были бы рады, прежде всего, иностранные компании, поощряемые властями своих стран. Этому есть очень простое объяснение: Запад абсолютно не заинтересован в суверенном российском рынке нефтепродуктов. Повлиять на этот рынок можно только одним способом – нужно войти в состав акционеров наших крупнейших углеводородных компаний, и желательно – попасть в число главных акционеров. А для этого им нужна НРП – «новая российская приватизация».

Кстати, эта идея поддерживается, в том числе финансово, некоторыми отечественными олигархами. С ними всё понятно — мысль о получении быстрой и огромной прибыли любой ценой, даже если это противоречит интересам страны, греет их бизнес-души.

А вот как можно назвать человека из числа высших российских чиновников, открыто и методично выступающего в роли лоббиста западных интересов – это большой вопрос. Но Аркадия Дворковича он, судя по всему, явно не смущает.

Впрочем, вероятно, его вообще мало что смущает. Де-факто он уже пытался и не раз, столкнуть лбами Дмитрия Медведева и Владимира Путина. О решении последнего идти на новые президентские выборы Дворкович честно написал в своем онлайн-дневнике: «Да уж, нет поводов для радости».

Дело в том, что выступая в 2011 году на экономическом форуме в Давосе, тогдашний президент России Дмитрий Медведев вынес к иностранной аудитории 10 тезисов по модернизации российской экономики. Первым в этом списке значился тезис о… приватизации «ведущих компаний банковского, инфраструктурного и энергетического секторов на общую сумму в несколько десятков миллиардов долларов». Легко догадаться, что готовился этот доклад советником президента по экономике Аркадием Дворковичем — вполне узнаваемые фразы, характерные речевые обороты. Кстати, благодаря ему чуть позже понятие «модернизация» в официальных речах вообще сошло на нет, полностью заменившись на «приватизацию», как будто это одно и то же.

А вот Владимир Путин никогда не призывал к ускоренной приватизации по принципу «числом поболее, ценою подешевле». Более того, на любых переговорах с западными партнёрами он последовательно отстаивал интересы российского ТЭКа. Какая уж тут радость для Дворковича…

…После возвращения Владимира Путина в Кремль многим показалось, что записные либералы из свиты Дмитрия Медведева проиграли, а государственники — снова «на коне». Отчасти это правда. На какое-то время первые действительно притихли и пошли на вынужденный компромисс со вторыми, чтобы не потерять окончательно рычаги управления страной. Однако видно, что роли второго плана их больше не устраивают.

Но беда в том, что как доказывает опыт нашей страны, «теоретики» не способны создавать ничего нового и позитивного в принципе. Даже не потому, что не хотят – просто не умеют. Зато разрушать, пилить и интриговать – сколько угодно…