https://www.funkybird.ru/policymaker

«Оппозиция» без позиции

Воистину чудны дела российской «оппозиции». Всё в ней перемешалось: и на уличных маршах, а ещё больше в программных установках. Если честно говорить, их вообще нет в понятно сформулированном виде.

Нормальному человеку не понять: кто чего хочет? Не в смысле сегодняшней, сиюминутной хотелки, типа «севрюжины с хреном». Этого всем хочется, в смысле: больше демократии, больше законности, больше антипутинизма. За это выступают и правые, и левые, и яблочные, и оранжевые самообъявленные оппозиционеры. Это понятно. А вот в смысле: чего вы хотите добиться в итоге, какое общество зовете построить, какой класс представляете, – это не то чтобы непонятно, а понятно, что каждый видит по-разному, порой прямо противоположно союзничкам по маршам. Интриги ситуации добавило подписание лидерами этой объединённой «оппозиции», лишь малая часть которой находится в действительной оппозиции к экономически и политически господствующему буржуазному классу, так называемого «Манифеста свободной России».

Заметим, что нынешние «оппозиционеры», называющие себя в этом документе российскими демократическими политиками, додумались подписать этот документ как раз к годовщине Декларации о государственном суверенитете России 1990 г., которую российские демократические политики того времени тоже преподносили как гигантский шаг в развитии демократии и становлении гражданского общества. То, что это явилось гигантским шагом к разрушению Союза и социализма, к последующему расстрелу Верховного Совета РФ и принятию «Конституции на крови», подписантов нисколько не смутило. Сегодня они эту Конституцию рьяно защищают, повторяя как заклинание, что в ней же сказано «Источником власти в РФ является её многонациональный народ».

Сегодня в «оппозиционерах» ходить модно. В «оппозиционеры» записываются все считающие себя приличными люди, не занимающие в сей момент высоких постов в исполнительной власти: Немцов и Касьянов, Навальный и Рыжков, Кудрин и Горбачёв, банкир Лебедев и леворадикал Удальцов, депутаты ГосДумы Гудков с Пономарёвым, и всё больше олицетворяющая всю эту оппозиционную армию Ксения Собчак со своей мамой. Да-да, мы не ошиблись. Людмила Нарусова была одним их двух сенаторов, которые в Совете Федерации не поддержали закон об ужесточении ответственности организаторов митингов и шествий. В этой массовке как-то затерялись всякие осколки КПРФ, разные левые организации, и даже целые левые фронты. Слегка выделяется с помощью СМИ и сил МВД лишь работающий радикалом Сергей Удальцов. Хотя к чему он стремится, какой класс представляет – никто тоже точно не скажет.

Винегрет полный, но однозначно вполне антипутинский. По этому поводу в средствах массовой информации уже достаточно написано иронических заметок и сказано умных слов, в том числе по поводу того, кого можно называть оппозицией и что это за «объединённая оппозиция», если в ней собрались и последовательные ельцинисты во главе с несостоявшимся преемником Бориса Николаевича его тёзкой Немцовым, и участники обороны Белого Дома в 1993 году.

Чего не поделили Ксения Собчак со своим крёстным дядей Володей Путиным до такой степени, чтобы полиция дубинками разгоняла многотысячные демонстрации, объявляемые как «марши миллионов», а затем возбуждала уголовные дела и проводила обыски на квартирах лидеров? Наиболее ехидно и одновременно красочно по этому поводу высказался журналист Александр Головенко: «Зачем этот карнавал, если власть сама разрешила шествие 12 июня, которое организаторы претенциозно назвали «маршем миллионов» с числом до 50 тыс. человек? Хорошо еще, не «Маршем Солнечной системы». Довелось читать такие объяснения. Эти бесцельные «марши» без ясных лозунгов, целей и программы, высосанные из пальца «народные гуляния», «Окупай-лагеря» – отличная симуляция настоящей борьбы с антинародным режимом. Важно увести людей от организованного протеста, внушить им, что разрешенные шествия и митинги, которые и проводятся от случая к случаю, и есть главнейшее средство вынудить хозяина Кремля уйти в отставку. Мол, не надо трудиться над созданием мощной оппозиционной антикремлевской партии с отделениями и ячейками в регионах. Не надо заниматься организацией забастовок, стачек, методичной организационно-просветительской работой в трудовых коллективах и по месту жительства. Ничего этого не надо. Надо раз в три-четыре месяца выйти на Болотную или иную площадь под знамена правых либералов – и жизнь наладится сама собой. Рано, мол, или поздно от таких шествий президент Путин со слезами на глазах отречется от престола».

Что скажем по этому поводу мы, политологии, с точки зрения ортодоксального марксизма?

Конечно, это сообщество организаторов и претендентов на руководство протестным движением в классическом смысле никакой оппозицией не является. То есть не является противником существующего строя. Просто борьба за место во власти через выборы сегодня диктует необходимость быть противником Путина. Вот они и записываются в надежде на то, что когда-нибудь на каких-нибудь честных выборах, благо Медведев подарил оппозиционерам послабление в регистрации партий, избиратели оценят их оппозиционность соответствующими голосами. По большому счёту, главными организаторами этого движения являются так называемые демократические буржуазные СМИ во главе с «Эхо Москвы» и сами российские власти, в том числе российская полиция. Про другую, настоящую оппозицию, которая против самого капиталистического строя, все эти СМИ, власти, Госдеп США – молчат.

Значит ли, что эта так называемая объединённая, но ненастоящая, искусственно поддерживаемая, в том числе и из-за рубежа, оппозиция не имеет серьёзных целей и ничего существенного не достигла?

Нет, и ещё раз нет!

В политике, чтобы видеть результат, необходимо рассматривать процесс в динамике, на протяжении какого-то значимого периода времени. Так вот, сегодня главный вывод из всех протестов и маршей, сопровождавших выборные кампании в Думу и президента РФ, всех последующих протестов против подтасовок на выборах и пр. заключается в том, что в России реанимировали праволиберальную идею, казалось бы, навсегда дискредитированную Гайдаром, Чубайсом, Кохом, Боровым, теми же Немцовым, Хакамадой и прочими героями «лихих девяностых». Кто бы мог подумать, что носители идеи Демвыбора и СПС могут собирать сколь-нибудь большие массы людей и претендовать на серьёзную поддержку в обществе?

И вот они ожили, можно сказать – воскресли из политического небытия. Их представитель олигарх Прохоров на президентских выборах не только получил поддержку миллионов, но занял призовое третье место. Всего этого правые достигли, приспособившись, пригнувшись и замаскировавшись. Сегодня они не столько сторонники безудержного либерализма, сколько антипутинцы, борцы с коррупцией, с зажимом демократии, с партией воров и жуликов и прочее. В итоге им (вместе с властями) удалось произвести определённый сдвиг в массовом сознании, и теперь линия борьбы «власть – оппозиция» с фронта «капитализм – социализм» сдвинута далеко вправо на линию «плохой – хороший» капитализм. Теперь они зовут народ против Путина, а ведут его, образно говоря, на борьбу за капитализм с человеческим лицом.

Этот сдвиг вправо хорошо виден, если вспомнить действительно многосоттысячные марши 1993-х годов, когда «Трудовая Россия» Анпилова и РКРП под красными флагами выводили огромные, даже по сравнению с большими сегодняшними, массы народа. В то время линия противостояния была очерчена чётко – против российских прихватизаторов-капитализаторов во главе с Ельциным, за социализм и СССР.

Сегодня эта линия, повторим еще раз, сдвинута вправо, причём не без помощи сил, которые называют себя левой оппозицией, начиная с КПРФ во главе с «мудрым» Зюгановым и заканчивая Левым Фронтом во главе с «огненным» Удальцовым.

Сами по себе марши, даже настоящих миллионов неструктурированного и неклассового сопротивления, без научной антикапиталистической программы, без строгой дисциплины железных батальонов пролетариата и вождей с ясным научным, т.е. классовым пониманием законов развития общества, для буржуазии не опасны. Многосоттысячные и миллионные Марши антиглобалистов в Западной Европе являются наглядным тому свидетельством. Буржуазия их допускает, даже сама помогает организовать и расширить для того, чтобы потом эту поднявшуюся волну народной демократии навести на волнорез полицейщины, раздробить, разогнать, погасить, но оставить впечатление острой горячей схватки, заодно припугнуть обывателей и увеличить финансирование силовиков. Всё это власти делают для того, чтобы не допустить настоящей классовой организации, настоящего классового понимания сути процесса, настоящей борьбы против власти буржуазных классов – за власть рабочего класса и всех трудящихся. Вот чтобы этого не допустить, они разрешают и допускают «Окупай» чего хочешь, тем более что окупить, в отличие от «оккупировать» означает оправдать затраты, которые, похоже, маршируют миллионами.

Горячие «оппозиционеры» с ходу зададут вопрос о столкновениях с полицией 6 мая, о гонениях на лидеров «оппозиции», об арестах, допросах и обысках у Немцова, Удальцова, Навального, Пономарёва, и даже у самой Ксении Собчак. Разве это не показатель реальной жесточайшей борьбы? Разве такое можно имитировать и для чего?

Отвечаем: можно. И именно для того, чтобы та же Ксения Анатольевна выглядела в глазах граждан настоящим оппозиционером (а заодно показать, что установленные драконовские штрафы за нарушения на митингах и демонстрациях не так уж велики: из двух миллионов евро, обнаруженных у женщины при обысках, триста тысяч рублей как-то заплатить вполне возможно).

Другой, не менее показательный, хотя более тихий, пример рождения «оппозиционера» мы наблюдаем в лице думского депутата от КПРФ, генерала ФСБ и личного друга Путина Виктора Черкесова.

Подводя некоторый итог нашим наблюдениям, еще раз отметим, что главным организатором протестной волны и Маршей миллионов является вполне буржуазные СМИ во главе с «Эхом Москвы» и правительством. Как мы уже показали, общий результат этого процесса – сдвиг общественного сознания вправо.

Значит ли это, что левым силам, коммунистам не следует в этих процессах участвовать, не стоит туда даже ходить? Нет, не значит. Однако абсолютно необходимо положить конец этому периоду существования левой оппозиции без позиции. Раз кто-то собирает большие массы людей, среди них надо работать. Задача коммунистов – не звать трудящихся на марши миллионов, чтобы слушать Навального и Немцова, а самим идти туда, разьяснять тем, кто пришёл, позицию этой самой оппозиции и нести свою позицию против общей позиции Путина и либералов, против капитализма. Но, конечно, ограничиваться этим и не проводить свои, действительно оппозиционные митинги и шествия никак нельзя.

Такая позиция, прежде всего, необходима в отношении находящегося в стадии становления рабочего движения в России, которое ещё не обрело организованности и силы, но которое господа либералы и демократы уже пытаются снабдить лозунгом «Вне политики, без политики, за надклассовую политику».

Коммунисты должны разъяснять, что все разговоры, в том числе «объединённой оппозиции», о внеклассовости или надклассовости есть лукавство, а по сути – свидетельство принадлежности к партии сытых, то есть, говоря языком самой этой оппозиции, – к норковой партии жуликов и воров.

На вопрос – что делать? – мы коротко отвечаем: немедленно покончить с периодом хождений и выступлений в оппозиции без позиции.

P.S. Как пример попытки разрыва с этой ситуацией, стоит посмотреть опыт выступления Ленинградского отделения РОТ ФРОНТа на Марше 12 июня (смотри материал «Разная у нас демократия с господами»).

Разная у нас демократия с господами!

От редакции: на марше протеста 12 июня в Питере на митинге единственным выступлением с позиции рабочего класса явилось выступление Секретаря РОТ ФРОНТа первого секретаря ЛК РКРП Олега Соловьева. Его речь вызвала живой интерес и соответствующую реакцию как сторонников социализма, так и разного рода буржуазных оппозиционеров. Впрочем, на это мы и расчитывали. Приводим стенографическую расшифровку текста выступления коммуниста.

Приветствуем вас, друзья!

Российский Объединенный Трудовой Фронт обращается к вам с вопросом: что празднуем?

Свободу?

–нет!

Демократию?

– нет!

Может быть, независимость?

– нет!

А вот господа празднуют независимость, Еще в 90-м году ельцинские демократы приняли так называемую Декларацию о независимости и стали независимыми от народа. Вот в 91 году народ проголосовал за сохранение великой страны – СССР. Плевать хотели господа на волеизьявление народа. Потому как независимые (шум, недовольные крики, аплодисменты)

Дальше в 92 году объявили приватизацию – и тоже независимо от народа. В 1993г. свободная от народа эта демократия уже стреляла в народ. Она стреляла из танковых орудий по защитникам Конституции, по лучшим людям России, вот которые как раз демократию и защищали (шум, недовольные крики, аплодисменты).

Выходит, какая-то разная демократия у нас с господами. Что же дальше-то? Дальше – больше. Совсем недавно, в конце прошлого года, в декабре, в соседнем Казахстане у Назарбаева, как раз накануне празднования Дня независимости республики полиция расстреляла забастовку рабочих. Ввели войска, полицию, устроили настоящий террор. А после этого провели «честные» выборы. Российские власти одними из первых поздравили Нурсултана Назарбаева с победой казахской демократии. Какая-то разная у нас демократия. Есть демократия трудящихся, а есть демократия господ.

Вот такое дело получается. Поэтому всякий раз, когда происходят какие-то события, когда происходят забастовки и волнения, мы должны с вами очень чётко различать: какие интересы, интересы какого класса общества стоят за этими событиями, протестами и забастовками.

Вы посмотрите, стоило только профсоюзу МПРА встать на защиту своих интересов, сразу господа обвинили их в экстремизме – не больше, и не меньше.

Почему так происходит? Потому что когда кричали «давай демократию и свободы», это означало «даёшь свободу частной собственности». Это она, поначалу мелкая, стала крупной. И тогда на место демократии пришла ее противоположность. Да, пришла олигархия. И сегодня олигархия попирает права и подавляет свободы. Как отмечали еще классики марксизма, все ранее добытые и завоеванные свободы господа заменили одной самой подлой – свободой эксплуатировать, свободой торговать всем, везде, всегда, в т.ч. совестью, политическими убеждениями, национальными интересами (шум, недовольные крики, аплодисменты).

Вот как-то предстоит ещё с этим разобраться, уважаемые друзья, уважаемые товарищи. И мы считаем, РОТ ФРОНТ считает – да, мы будем биться за демократию и за свободы. Но только за ту демократию, которая включает борьбу против эксплуатации человека человеком, против эксплуатации людей людьми. Только такая демократия имеет шансы победить.

РОТ ФРОНТ!