https://www.funkybird.ru/policymaker

Эксперты ТПП указали на недостатки доклада ФАС России

В Торгово-промышленной палате России состоялось обсуждение доклада ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Эксперты палаты, дав ему в целом положительную оценку, указали на целый ряд недоработок. В частности, из сферы внимания антимонопольщиков выпали проблемы страхования опасных производственных объектов, вопросы параллельного импорта, а также положение в сфере ЖКХ.

По мнению председателя комитета ТПП РФ по регулированию предпринимательской деятельности Наталии Фонаревой, наряду с вопросами ценовой конкуренции на рынке ОСАГО куда более острой проблемой является обязательное страхование гражданской ответственности в связи с эксплуатацией опасных производственных объектов (ОПО). Многие из ОПО не зарегистрированы сегодня как объекты недвижимости из-за немыслимой сложности процедуры. И это настоящий тупик для владельцев. Единственный выход – остановить их эксплуатацию – приведет к еще большему, чем сегодня, сворачиванию производства. По сути, дилемма сегодняшнего дня такова: или для государственной регистрации ОПО будет введен упрощенный порядок, или ситуация будет усугубляться.

По мнению Наталии Фонаревой, в докладе также не нашли отражение вопросы параллельного импорта. Не все рынки, по ее мнению, попали в поле зрения ведомства. Например, на рынке автомобилей, в том числе легковых, включая рынок работ и услуг по послепродажному обслуживанию автотранспортных средств, наметились негативные тенденции «вертикальной монополизации» этого рынка. Часто в цепочке «изготовитель – оптовый продавец – розничный продавец» последний является также исполнителем работ по послепродажному обслуживанию.

В докладе оказалась обойденной и тема рынка жилищно-коммунальных работ и услуг, в том числе связанных с текущим и капитальным ремонтом жилого фонда и инженерной инфраструктуры. Не проанализирован рынок работ и услуг, связанных с эксплуатацией инфраструктуры, в случаях, когда она принадлежит управляющим компаниям, а земельные участки и строения на них – физическим лицам.

В докладе не уделяется должного внимания дискриминационным условиям заключения договоров управляющими компаниями на обслуживание многоквартирных жилых домов, в том числе ответственности за нарушение положений Жилищного кодекса. Вне внимания авторов доклада остался также рынок подрядных работ в строительстве жилых многоквартирных домов, рынок фармацевтической продукции и рынок электроэнергии. Не проведен также анализ ценообразования на услуги и работы, связанные с обслуживанием газопроводов.

Для того чтобы в стране улучшилась конкурентная среда, следует обеспечить исполнение существующих законодательных норм, в том числе УК РФ, а также ликвидировать законодательные пробелы во многих нормативно-правовых актах, устранить административные барьеры в земельных отношениях и строительной деятельности.

Особой проблемой является практика законодательной передачи субъектам РФ полномочий, являющихся предметом исключительного федерального ведения, таких как регулирование предпринимательской деятельности. Параллельная деятельность федеральных и региональных властей в этой сфере недопустимы. Чрезмерная либерализация рыночных правил ведет к нарушению конституционных гарантий, региональному сепаратизму и подавлению предпринимательской деятельности.

По мнению председателя подкомитета по энергосбережению, энергоэффективности и тарифной политике в ТЭК Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, советника президента ЗАО «ОМК» Георгия Кутового, аналитические выводы доклада ФАС могут быть дополнены. Так, современные предприятия работают в конкретном регионе и в значительной степени зависят не столько от отрасли, к которой принадлежат, сколько от состояния дел в своем регионе.

Вертикальная монополизация проявляется в российской экономике все больше. Конечно, ее преимуществом является скорость принятия решений и возможность быстрой мобилизации инвестиционных ресурсов, однако «минусов» гораздо больше. Например, в газовой отрасли порядок подключения предприятия настолько усложнен, что он превратился в исключительно бюрократический механизм.

То же самое касается железнодорожных перевозок. Попытка организовать взаимовыгодный бизнес с РАО «РЖД» обречена на провал заранее: любая компания, пытающаяся запустить частные перевозки по своему маршруту, рассматривается как конкурент компании пассажирских перевозок, действующей в рамках РАО «РЖД». Одним словом, вертикальная монополизация затрудняет развитие конкуренции, списывает издержки на частные компании и потребителей.

В электроэнергетику иностранные инвестиции не пришли, так как государство пытается вернуть потраченные средства, облагая данью потребителей. В результате по сравнению с США наши средние тарифы на электроэнергию на 40% выше, по промышленности – выше в 1,7 раза. Только для частных потребителей российские тарифы практически равны американским, различаясь на пару процентов, однако при этом следует помнить, что российские зарплаты на 70% ниже американских.

ФАС совершил фундаментальную ошибку, «вытащив» все региональные станции на оптовый рынок, считает Георгий Кутовой. Совершенно бессмыслен введенный недавно институт гарантирующего поставщика: эти компании порой не имеют ничего, кроме канцелярских принадлежностей, а прибыль от своей деятельности получают такую же, как реальный участник рынка. Сегодня на энергетическом рынке России не запущен главный механизм снижения тарифов, а работает прямо обратный, когда издержки покрываются повышением тарифов. Можно говорить о том, что в стране идет самая настоящая эскалация издержек. А так как их структурным анализом никто не занимается, они растут фактически бесконтрольно. Результат, как говорится, налицо: отсутствие конкуренции делает наш бизнес неконкурентоспособным.

Наличие в докладе интересной аналитики по ЖКХ выделил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. Он высказал пожелание, чтобы при оценке итогов 2012 года в сфере ЖКХ доклад разделял бы такие сферы хозяйства, как жилищная, собственниками которой являются частные лица, и коммунальная, собственником которой выступает публичная власть. Экономика ЖКХ сегодня такова, что управляющие компании практически поголовно являются банкротами: почти все они имеют долги перед коммунальными службами. При этом Министерство регионального развития, готовящее подзаконные акты в сфере ЖКХ, предоставляет в них большие права именно коммунальным службам. Было бы небезынтересно знать, подчеркивает Андрей Широков, как относится к этому ФАС России и какие рекомендации в этой связи собирается дать правительству.

В докладе приводятся убедительные данные о количестве ресурсов, поставляемых коммунальными службами жилищной сфере, но в нем не содержится ни слова об их качестве, считает он. А ведь от качества теплоносителя, от температуры наружного воздуха, температуры и химического состава горячей воды, температуры и давления холодной напрямую зависит количество денежных средств, которые следует платить коммунальным службам за подачу ресурсов в жилые дома. Тем более что коммунальные службы сегодня пытаются включить в оплату даже недопоставленные жилым домам ресурсы.

В этой связи было бы неплохо полнее высветить в будущем докладе ФАС России отношение антимонопольного ведомства к тому, как исполняются законы и подзаконные акты в сфере ЖКХ, а также роль публичной власти в сфере экономики, подытожил Андрей Широков.