https://www.funkybird.ru/policymaker

К чему может привести ослабление шиитов в Сирии и Ливане?

По данным ООН, в 2011 году в Сирии проживали 20,8 млн. человек. Арабы составляют 90 % населения страны, крупнейшим национальным меньшинством являются курды (около 9 %). Население Сирии разнородно в конфессиональном плане — примерно 16 % населения страны различные направления шиитского ислама, 10 % — христиане, остальное население — мусульмане-сунниты.

В Ливане с его 4,1 млн. населения (данные на 2011 год) ислам шиитского толка исповедуют около 35 % жителей страны, суннитский ислам — около 30 %, христианство в различных его версиях — до 35 %.

Значительная часть шиитов Сирии и некоторая часть шиитов Ливана являются алавитами. Алавизм был основан в IX веке шиитским богословом по имени Абу Шауиб Мухаммад Ибн Нусайр. Религия алавитов плохо изучена (в первую очередь по причине закрытости алавитской общины). Кроме того, алавиты (подобно друзам) используют тактику «такийя», которая позволяет соблюдать чужие религиозные обряды при условии сохранения в душе истинной веры. Однако, на основании доступной информации можно сделать вывод, что алавизм очень сильно отличается от шиитского ислама, не говоря уже об исламе суннитском.

Тем не менее, сами алавиты не раз заявляли о своей принадлежности к шиитской ветви ислама. Шейхи алавитов приняли несколько деклараций о принадлежности алавизма к шиитскому исламу еще в первой половине XX столетия. Президент Сирии Хафез аль-Асад, алавит, поддерживал курс на военно-политическое сближение Сирии с шиитским Ираном. С 1973 года шииты считают алавитов частью шиитского мира (фетва о распространении правил, определяющих гражданские правоотношения, на алавитов).

А вот сунниты, особенно салафиты, относятся к алавизму как к извращению истинной веры. Один из основателей салафизма Ибн Таймия утвержал, что алавиты наносят вред мусульманской общине и запрещал мусульманам вступать с алавитами в гражданские правоотношения по правилам, принятым среди мусульман.

В настоящее время в Сирии против законного правительства, во главе которого стоит алавит Башар аль-Асад, воюют мятежники-сунниты. Ситуация эта не нова — так, с 1976 по 1982 год правящая в Сирии партия БААС (генеральным секретарем партии являлся Хафез аль-Асад) уже вела вооруженную борьбу с исламистами-суннитами, которых возглавляли сирийские Братья-мусульмане.

Шииты Ливана объединяются движениями «Амаль» и «Хезболла», образующими с недавних пор политическую коалицию. Наибольший вес имеет «Хезболла» — «партия Бога», идеология которой построена на принципах, заложенных Хомейни (как и официальная идеология Ирана). «Хезболла» имеет собственную армию численностью в 9-10 тысяч человек (включая резервистов) и получает финансовую и военную помощь из Ирана и Сирии.

Ситуация в Ливане до недавних пор оставалась более стабильной, чем в Сирии, поскольку количество шиитов, суннитов и христиан, а также политический вес этих общин примерно равны. Кроме того, государственное устройство Ливана построено на принципах равного доступа к высшей власти для всех конфессий, что позволяет поддерживать политический баланс.

Сунниты Ливана сегодня объединены в движение «Мустакбаль», лидер которого Саад Харири поддерживает идею уменьшения сирийского влияния на руководство Ливана. Кроме того, в убийстве отца Саада Харири — популярного суннитского политика и премьер-министра страны Рафика Харири — участвовали боевики «Хезболлы».

В условиях суннизации Ближнего Востока влияние суннитов в Ливане также возрастает. Соответственно, усиливается напряженность между суннитами и шиитами, (особенно последователями его алавитской версии). Приход к власти суннитов в Сирии с высокой вероятностью кончится репрессиями в отношении алавитов, а также гонениями других шиитов и христиан. Если сунниты добьются существенного политического перевеса в Ливане, алавитам припомнят поддержку режима Асадов, а «Хезболле» — убийство Р. Харири, что в итоге также приведет к репрессиям и, возможно, к гражданской войне, в которую будут втянуты и ливанские христиане.

Далеко идушие последствия имеет ослабление ближневосточных шиитов для Израиля. В ближайшей перспективе уничтожение или ослабление «Хезболлы» выгодно Израилю, поскольку хорошо вооруженная и имеющая уникальный боевой опыт «Хезболла» представляет собой серьезную угрозу для еврейского государства. И особенно — для намеченной разработки недавно открытых газовых месторождений на средиземноморском шельфе, на часть которых претендует официальный Бейрут.

Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла неоднократно заявлял о том, что «Хезболла» не позволит сионистам красть ливанский газ и будет атаковать нефтегазовые установки израильтян. Действительно, «Хезболла» не только располагает оружием для атаки израильских объектов на воде, но и успешно осуществляла атаки такого рода ранее: 14 июля 2006 года ракета «Хезболлы» поразила корвет ВМС Израиля «Ханит», находившийся на расстоянии 16 километров от берега.

В скорейшей разработке газовых месторождений Израиля заинтересованы также нуждающаяся в газе Европа, а также США (американской компании Noble Energy Inc. принадлежит значительная доля в добыче).

Однако, ослабление «Хезболлы» приведет к ослаблению ливанских шиитов, а поскольку свято место пусто не бывает, к усилению суннитов. Суннитов вряд ли можно считать более лояльными к Израилю — мы знаем, сколько человеческих жизней и разрушений унесла бесконечная война израильтян с суннитской организацией ХАМАС, палестинским филиалом Братьев-мусульман. Так что в долгосрочной перспективе Израиль не выиграет, и даже, может быть, значительно проиграет, получив вместо «Хезболлы» суннитский террористический режим и на северных границах.

Падение алавитского режима в Сирии тоже не принесет Израилю существенной пользы. Уже много лет асадовская Сирия фактически находится в состоянии мира с Израилем, но захотят ли мира в случае прихода к власти сирийские Братья-мусульмане? Ответ очевиден — нет. Суннизированная Сирия будет гораздоболее опасна для Израиля, чем Башар аль-Асад. Особенно, если в руки мятежников попадет хоть часть огромного арсенала сирийской армии (а в этом арсенале есть и химическое оружие, и средства его доставки).