https://www.funkybird.ru/policymaker

Кто ошибся: Трумэн или Сталин?

Конец Второй Мировой войны. Потсдамская конференция окончательно определила раздел сфер влияний, подвела итоги союзничества, обозначила противоречия. Во время конференции был дан старт холодной войне. Гарри Трумэн сообщил Сталину о «большой дубине» и повторил это дважды, полагаю, что «сфинкс» его просто не понял.

Благодаря «птенцам» Берии Сталин знал уже все об успехах американцев. В руках Курчатова с сотоварищами уже были все технические детали, по которым можно было создавать и свой ответ Сэму. Но только теоретически, в СССР просто не было урана, и не было возможности его добыть. Залежи урана и урановые рудники на территории СССР отсутствовали вовсе.

Немногие знают, что западного Берлина могло не быть вовсе. Что не было бы Берлинской стены, на было бы противостояния колонн советских, не было погибших прыгунов через стенку и ее красочного падения. Так что побудило Сталина допустить американский плацдарм внутри своей зоны оккупации?

Уран, точнее его отсутствие. Но еще по довоенным данным было известно о наличии урановых месторождений в Нижней Саксонии. Вот в обмен на вхождение этих земель в советскую зону оккупации Сталин и пустил козлов в огород.

Но что заставило американцев пойти навстречу? Понятно, что делиться «дубиной» в планы США не входило. Об отставании СССР как в научно-теоретическом смысле, технологическом они были осведомлены, как и об отсутствии урана в СССР. Но американцы располагали немецкими данными относительно состояния запасов урансодержащей руды в Нижней Саксонии. Разработка там велась с 19 века. Добывалась урановая смолка, как сырье для особых красок. К началу войны добыча там сократилась до минимума в связи с истощением руд. Просчитав размер вероятной добычи руды и себестоимость такой добычи, США решили, что впарить накормленную солью животину Сталину будет весьма рыночно, Париж стоит мессы… А войти в Берлин им очень хотелось.

Тогда получается, что Сталин был обманут, причем стратегически с фатальными последствиями для восточного блока? — Нельзя так судить. В СССР было всего несколько килограммов металлического урана, тогда как минимальное потребное количество для проекта было в десятки раз больше. А угроза была ощутима кожей и требовалось предпринимать любые шаги.

Шаги были сделаны. Экономическая неэффективность добыча закрывалась использованием на работах военнопленных, заключенных, своих солдат срочников. Численность работающих доходила до 200 тысяч человек. Добыча росла и именно она спасла атомный проект СССР. В дальнейшем проект стал более цивильным и СССР начал платить ГДР за добытую руду по себестоимости. А себестоимость добычи руды в Саксонии, в силу бедности руд, была сверхвысокой. Позднее было уже с чем сравнивать. Велась добыча в Польше, Чехии, Румынии и в советской Средней Азии. Цены были примерно в 4 раза ниже, а в Румынии почти в 6 раз ниже. Но вплоть до объединения Германии «Висмут» работал и прекратил свой существование только после падения стены, оставив после себя лунный ландшафт разработок.

Сегодня нельзя говорить, кто проиграл. Да, Сталин получил проблему Западного Берлина. Но и американцы просчитались с оценкой возможностей мобилизационной по своему характеру социалистической экономики. А появление у СССР урана было их просчетом и спасло СССР от ядерного уничтожения. Это дорого обошлось стране. Вся ядерная программа до первого испытания «изделия» съела ресурсов столько же, сколько и вся Великая Отечественная война.

Но история с ураном имела свое продолжение. В этом продолжении американцы сполна отыграли тот оплаченный кровью, потом и лишениями уран. Об этом в продолжении. Об этом и о темной странице