https://www.funkybird.ru/policymaker

Татарстан не хочет отказываться от «президента»

Кремль столкнулся с проблемой: республика не желает расставаться с величественным наименованием руководителя республики, опасаясь потери «особого статуса»

Кремль поставил перед полпредством в Приволжском Федеральном округе жесткую задачу: в самое ближайшее время решить проблему переименования должностей руководителей Татарстана и Башкирии. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к администрации президента.

— Если с Башкирией все более или менее понятно — Хамитов (Рустэм Хамитов — президент республики — «Известия») уже почти согласился сделать это, то Татарстан наотрез отказывается от переименования, — говорит собеседник.

Факт существовании проблемы в разговоре с «Известиями» подтвердил и депутат от «Единой России» (прошедший по региональной группе Татарстана) Александр Сидякин.

— Для Татарстана есть некая сакральность в наименовании должности президента. И в принципе никаких оснований унифицировать все «под одну гребенку» действительно нет. Все-таки у нас федеративная республика а не унитарное государство, где все должны «сравняться», — полагает парламентарий.

«Давайте теперь одинаковое количество депутатов сделаем. Для них унифицируем рост и форму одежды, в которой они должны приходить на работу. Все-таки Татарстан имеет свои исторические и национальные традиции. Если в регионе изначально так сложилось, что есть некая сакральность в наименовании должности президента, я не вижу в этом ничего страшного», — объясняет логику депутат.

Однако в Кремле так не считают. Там опасаются проявления недовольства со стороны остальных регионов, которые, исполнив закон, отказавшись от наименования «президент».

— В руководстве Татарстана действительно не в восторге от необходимости менять название высшего республиканского поста с «президента» на, к примеру, «главу». Кремль решил этот процесс «поторопить», — говорит в свою очередь источник, близкий к руководству РТ.

«Давление оказывает администрация президента России, потому что ей нужно выстроить вертикаль», — подтверждает в разговоре с «Известями» Владимир Беляев, один из инициаторов создания в 1990 г. многонационального движения Татарстана «Согласие», которое в 1990-е гг. вело политическую борьбу под лозунгом «Сохраним Татарстан в составе России».

В чем причины такого сопротивления?

Республиканская оппозиция полагает, что все дело в «снижении статуса», который повлечет за собой сокращение полномочий главы региона.

— Это менталитет определенной части элит в Татарстане, амбиции части политического руководства республики, — говорит казанский правозащитник Игорь Веселов.

Вопрос с переименованием болезненно воспринимается среди политической и научной элиты Татарстана, добавляет главный редактор крупной газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов.

— Это бьет по авторитету республики, хотя формально Рустем Минниханов (президент РТ — «Известия») и говорит, что относится к этой ситуации прагматично, — говорит он.

По словам Ахметова, у Минниханова в споре за право именоваться президентом есть и юридический козырь.

— Согласно федеральному закону о переименовании, Татарстан обязан это сделать до 2015 года. Но по договору о распределении полномочий между Центром и республикой (он имеет статус федерального закона), РТ вправе полностью самаопределять свое внутреннее устройство. Если наш Госсовет принимает название «президент», то возникает коллизия двух федеральных законов. Республика может обратиться в КС и попросить разъяснить, какой из законов имеет приоритет, — поясняет он.

Собеседник утверждает, что категорически против такой «унификации» выступает и экс-глава Татарстана Минтимер Шаймиев, и значительная часть депутатов Госсовета РТ.

«Это статус, республика как бы всегда была на особом положении. Очень болезненно воспринимается даже такая чисто символическая потеря», — рассуждает Ахметов. И добавляет, что Рустам Минниханов будет держаться «до конца».

— Всплеск общественной активности в Москве для Кремля сейчас более важен. На фоне этого, я думаю, Минниханов будет стараться этот вопрос до 2015 года затянуть, — прогнозирует он.

В полпредстве Приволжского федерального округа предпочли не вдаваться в подробности этой истории. А полпред президента в ПФО Михаил Бабич заявил «Известиям», что вопрос так остро никто не ставит и никакой спешки в нем нет:

— Мы (полпредство — «Известия») этим вопросом не занимаемся. На повестке дня он не стоит. Есть установленные в законе сроки, и в соответствии с законом будет решаться вопрос, — сказал Бабич.

Всероссийскую отмену названия «президент» применительно к высшим должностным лицам регионов в августе 2010 года инициировал глава Чечни Рамзан Кадыров. 29 декабря 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон, запрещающий главам субъектов РФ называться президентами.

Вслед за Чечней «президентские» посты были упразднены в республиках Бурятия, Башкирия, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. По закону, у Татарстана и Башкирии есть время отказаться от наименования «президент» до 2015 года.