https://www.funkybird.ru/policymaker

Марш миллионов: неплохо. Но что дальше?

На вчерашний митинг я ходила одна. Муж сейчас в отъезде, а сын заявил, что в отсутствие папы он, как мужчина, меня одну не отпускает и пойдет со мной. Но после побоища 6-го мая — понятно, что на митингах ему делать пока нечего. А оставить тоже не с кем. А я уже всем пообещала, что пойду на митинг.

В общем, пришлось срочно придумать для ребенка спецзадание — все время обновлять страницу одного из сайтов, и если появится информация про драки, стычки и стрельбу, срочно звонить мне ) Все обошлось, когда я вернулась, он так и сидел перед монитором и даже мытые фрукты, оставленные для него, не съел. Хотя уже знал, что все в порядке и я еду домой. Характер совершенно мой — не папин,наш папа бы от такого «спецзадания» с ума сошел ).

Но я, конечно, переживала страшно, и когда на Страстном мне подарили белую ленточку и сказали, что это пропуск в автозак, спрятала ее в карман. Мало ли, думаю, он там один в квартире заперт, мне в автозак нельзя.

Но в автозаки вчера никто не попал. Все прошло мирно и спокойно. Даже провокаций почти не было — ни со стороны людей, ни со стороны полиции, которой вместе с автозаками было предостаточно. Разве что нацики напали на защитников Pussy Riot. Я на это событие опоздала и так и не поняла, из-за чего. Они что, Гундяева сильно любят?

В целом — не увидела ни зажигательного веселья, ни мрачного отчаяния. Люди пришли как на работу. Видимо, это правильно, потому что только такое настроение гарантирует долговременность чего-либо. И людей было много. Очень. Неожиданно много. Несмотря на жуткий ливень, продолжавшийся почти все время. Конечно, 100 или даже 200 тысяч, как заявил кто-то из организаторов — это, очень мягко говоря, преувеличение. Менты заявили о 22 тысячах. В реале, думаю, — тысяч 40-50.

Похоже, протест уже живет своей жизнью, собственным гибким телом успешно объезжая, обтекая, обыгрывая тупо прущий вперед президентско-ментовский бульдозер. Власть действует прямолинейно, с присущим ей тупым хамством — знаете, когда давление даже не пытаются закамуфлировать под что-то благопристойное, потому что уверены, что у них достаточно сил и им все сойдет с рук. Сначала они принимают зверский (хотя вообще-то они не звери, а животные) закон о митингах. Потом за день до крупной акции протеста проводят обыски у известных оппозиционеров (слово «обыск» все еще звучит страшно для обывателя), а на время самой акции вызывают их на допрос в Следственный комитет, чтобы обезглавить протест.

Цель понятна: резко снизить число участников протестов за счет законопослушных и не очень решительных «хомячков», а оставшихся революционно настроенных еще больше радикализировать, спровоцировать на стычки и драки, после чего «закрыть». Очень неплохо, если в процессе постадают и оставшиеся законопослушные — например, если менты изобьют каких-нибудь старушек. Тогда старушки в следующий раз не придут.

Так думает любая власть. И всегда и везде она упускает тот момент, после которого ее уже если и спрашивают, то только в суде.

Это был огромный плюс — что люди, от которых власть добивалась малочисленности и агрессивности, своим огромным количеством и совершенно мирным поведением показали власти большую фигу. Минус — что да, как овцы в загончике, прошли по удобному для власти маршруту, а следующая большая акция будет аж на день рождения Путина — 7 октября. Я понимаю, что Россия огромна и это время ей как тьфу, может и не хватить для раскачки. Но сама мыслю все-таки меньшими масштабами, и мне это дико. Ведь, например, люди, задержанные за 6 мая на Болотной, все это время будут сидеть, и если до осени не будет протестующих толп — не будет и рычагов, способных надавить и добиться их освобождения.
Еще минус — во вчерашней акции было много унизительного. Надо было видеть и слышать, как до официального начала шествия запрещалось заходить за ленточку, натянутую в месте старта — иначе штрафы. Надо было видеть мента, который при мне заставил тетеньку отпить из пол-литровой пластиковой бутылки — а что там могло быть, кроме воды?

Пока проходили сквозь рамки, дождь лил страшный. Он прекратился где-то через полчаса после начала шествия, а под конец митинга на Сахарова начался снова. Я в первые же минуты вымокла до нитки и очень радовалась, что не взяла малого. Он еще и звонил постоянно, но из-за речевок ничего не было слышно. Кричали «Путин вор!», «Россия без Путина!», «Путин, лыжи, Магадан!». Если бы действительно шли свергать Путина, то эти молнии, гром и люди, мокрые до костей, были бы очень в тему. А так — одно неудобство ) Еще и сверху постоянно летал вертолет — действовал на нервы, я их не выношу до сих пор.

При всем при этом было очень много пожилых людей. Видела нескольких пап и мам с детьми даже помладше моего — бесстрашные люди (хорошо, ребенок не мог этого видеть).

В политическом плане — пришел вообще кто угодно, и это радует: против Пу объединяются все! Были левые во главе с Удальцовым. Были правые с огромным количеством бело-желто-черных имперских флагов. Левые шли по левой, а правые по правой стороне бульвара ) Среди националистов были парни, одетые снизу в камуфляж и берцы, сверху в футболки из трех горизонтальных полос — черной, желтой и белой, орали «Слава Руси! Слава Победе!». Видела какого-то идиота в форме, очень похожей на эсэсовскую, и даже фото в интернете его нашла. Таких бы я с митинга гнала. Это же на руку Путину — картинка для западных телеканалов: Путин или фашизм.
Но зато среди правых были люди, призывающие судить Путина. Это хорошо.

Несли плакат «Москва — русский город». Дорогие мои, да кто ж против? Выводите русские войска из нерусских городов — и получайте свою русскую Москву…

Была «Солидарность», несли огромные оранжевые буквы «КЫШ». Шла колонна учителей и ученых, несли огромный белый шар с надписью «Очистим Россию от мракобесия». Была колонна «оккупайцев». Были анархисты и даже геи — шли прямо за левыми, а на митинге я их вроде видела рядом с правыми — и даже не подрались. На Сахарова раздавали листовки с предложением вступать в новую Партию 5 декабря.

Плакатов в сравнении с прошлыми митингами было мало, и не такие юмористические. Лучшие из виденных мной: «В Воронеже запретили митинг. Поэтому я здесь», «Сидишь за компом? Видишь это фото? Встань и иди!» (новшество, явно рассчитанное на прямую трансляцию), «Путин-Гундяев — дуэт негодяев», «6+6? Раньше сдохнешь». Националисты несли растяжку «Всех не перевешаете!» (намек на Нюрберг? )). Но самой лучшей и уместной была цитата из Томаса Джефферсона:»Кто готов променять свою свободу на безопасность, не заслуживает ни того, ни другого».

Колонны ползли невыносимо медленно. Зато, когда подходили к сцене, оформленной лозунгами «Россия будет свободной» и «Россия без Путина». оттуда звучала «Алиса» — «Время менять имена!» («Вспомни, как гнев площадей кромсал город!» — это было сильно). Но агрессии в толпе не было никакой. Менты — тоже расслабленные. В оцеплении — как всегда, сначала тощие и очень мелкие ушастики-срочники, а во втором ряду — здоровенные ОМОНовцы.

Митинг был реально скучным. Во-первых, Навальный сидел на допросе, и зажечь толпу, кроме него, было некому. Во-вторых, сначала были все ораторы, а потом — все музыканты. Нельзя так, надо чередовать. Даже я устала слушать и запоминать, кто что сказал.

Ведущими были Чирикова и Гудков, первым выступающим — Удальцов, который ради участия в митинге, единственный, прогулял допрос. Кричал «Один за всех и все за одного» — разве это теперь не традиционный лозунг правых? Сказал, что для того, чтобы этот год стал для жуликов и воров последним, надо привлечь сомневающихся, и это должно быть главной задачей. Назвал главные требования: освобождение политзэков, политическая реформа, прямой эфир на центральных телеканалах, досрочные выборы парламента и президента. Дальше пошли обычные левые лозунги и скандирование «Мы здесь власть». Сказал, что до осени будут разные протестные гулянья, а следующая большая всенародная акция — 7 октября. Предложил по окончанию митинга идти к следственному комитету и требовать «свободы нашим братьям». Я тут же решила, что все произойдет по старому сценарию — разгон оставшихся после окончания митинга. Но скучные ораторы, малоизвестные музыканты и сильный ливень отняли у космонавтов с дубинками их премиальные.

Немцов назвал Путина «пожизненным вороватым президентом» и «паханом, который хочет править вечно» и настаивал на необходимости исключительно мирных и спокойных протестов. Закончил, как Молотов: «Наше дело правое, победа будет за нами». Через несколько ораторов ему буквально на сцене мент вручил повестку в Следственный комитет на вечер этого дня. Об этом объявила Чирикова, и толпа долго скандировала: «Позор!». А толку?

Лучше всех сказал, естественно, Дмитрий Быков. Я записала почти дословно: «Нас спрашивают о позитивной программе. Но если у тебя на пути лежит и разлагается что-то дохлое — надо его убрать со своего пути, и атмосфера сразу улучшится». Иронизировал, что обыски — хорошая вещь. Находится много потерянных вещей, появляется повод навести порядок, и «мы во время этих обысков находим в себе граждан, а они находят свой конец».

А вот фраза бывшего политзэка Сергея Мохнаткина: «Как вы вытащили меня из тюрьмы, так вытащите из дерьма Россию, в которую ее засовывает фашистская путинская власть». Ему аплодировали. А Пономареву из толпы орали: «Сдай мандат!». Касьянова вообще освистали. Касьянов говорил, что в ноябре-декабре нас выйдет по-настоящему миллион, «еще несколько месяцев — и Путин сдастся», и что мы хотим без революции убрать эту власть. (Что-то не верится мне, что она уйдет без революции). Одна из выступающих активисток произнесла фразу: «Мы живем на оккупированной территории». Еще одна девушка выступала в защиту Pussy Riot — с той точки зрения, что они своим поступком вскрыли сущность РПЦ — это всего лишь министерство на службе у Путина.

Выступал националист Миронов, которого представили как «зампреда одной из националистических организаций». Призывал поддержать всех политзэков и «героев 6 мая». Зачитывал обращение соратника из «Матросской тишины»: «Только в тюрьме можно понять, что свобода этого стоит».

Выступал какой-то то ли бывший, то ли действующий полицейский из Воронежа, где митинг запретили. Его представили как «восставшего милиционера» и назвали чудом. Ему долго аплодировали и орали «Молодец!». А он сказал: «Мы не будем насильственно свергать власть, мы будем соблюдать закон».

Много говорили о муниципальной реформе и реформе сфер науки и образования. Когда народ окончательно заскучал, запустили «видеообращение Навального». Это был ролик, смонтированный из наложенных на современную танцевальную музыку реплик Навального. Поскольку я регулярно читаю его блог, то знаю, что этот стиль называется «даб-степ», а ролик был подарен Навальному на день рождения ))

Потом эмоциональная Чирикова голосом Зои Космодемьянской зачитала»Манифест свободной России»: отставка Путина как символа системы, новый закон о выборах в парламент, принятие его действующим парламентом, новые выборы в парламент, новый парламент принимает новую Конституцию (два срока по четыре года), новый закон о президентских выборах и новые выборы президента, закон о реформе судов, прокуратуры и полиции. Требования отличные, дело за малым — как заставить захвативших власть подонков их выполнить.

На этом митинг окончился, и начался концерт. Имена музыкантов мне практически ничего не говорили. То, что успела услышать, не понравилось — не ДДТ и даже не «РабФак». Лил страшный дождь, дома ждал ребенок, и я оттуда ушла.
Что дальше — по-прежнему непонятно. Идти — по-прежнему не за кем. Видимо — да здравствуют горизонтальные связи! — придется ходить просто так. Пока эта проклятая власть не рухнет. А потом начинать борьбу за сан Даймохк с самого начала.