https://www.funkybird.ru/policymaker

Бастрыкин может стать жертвой «аппаратных войн»

Компромат на главу СКР может быть следствием его противостояния с Генпрокуратурой.

Поклонники многогранного таланта журналиста и депутата Госдумы Александра Хинштейна были заинтригованы аж с понедельника 11 июня, когда в твиттере единоросса появилась таинственная запись «След. действия, к-к проводятся сегодня — последняя попытка Бастрыкина сохранится. День-два — и с ним начнется беспрецедентный скандал. Он ждет».

Речь, как несложно было догадаться, шла о следственных действиях в отношении известных деятелей оппозиции — от Яшина до Собчак и далее со всеми остановками. Но депутат явно располагал некоей информацией о судьбе главного следователя России, о некоем скандале. В тот же день микроблог известного правдоруба, который уже успел сжить с должности самого Рашида Нургалиева, разжился новой репликой, не менее загадочной: «Не буду раскрывать тайну. Но то, что ждет Бастрыкина, не имеет аналогов. Я знал, что он не в адеквате. Но то, что настолько — не знал». Даром что Александр Евсеевич журналист, некогда гремевший расследованиями на страницах «МК» — интригует мастерски, но как-то совсем иррациональными смотрелись подобные заявления на фоне, казалось бы, безупречно лояльной относительно власти операции.

И вот, на следующий день после «Марша миллионов-2» в оппозиционной «Новой газете» появилась статья ее главного редктора Дмитрия Муратова, озаглавленная подчеркнуто сухо: «Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации генерал-полковнику юстиции А.И. Бастрыкину — о незаконченных делах». Догадливые читатели тут же глянули в твиттер Хинштейна и нашли там подтверждение своим осторожным догадкам: да, указанное «открытое письмо» — и есть со всей очевидностью та самая бомба, которую «единоросс» анонсировал прямо-таки как главный политический триллер года.

В самом письме главный редактор оппозиционного издания напоминает г-ну Бастрыкину, как тот обиделся на публикацию зама главреда «Новой» Сергея Соколова, посвященную скандальному приговору, вынесенному в отношении одного из ключевых деятелей кущевской банды (см. Справку KM.RU). Главному следователю не понравилось освещение роли его ведомства во всей этой истории, которое и сам Муратов признал несколько избыточно эмоциональным. Сам автор статьи Соколов признал свою несдержанность и извинился перед Бастрыкиным, но на свою беду решил добить чиновника рядом неудобных вопросов за что и поплатился. Из письма Муратова мы и узнаем, что глава СКР Александр Иванович Бастрыкин якобы устроил журналисту невольную «аудиенцию» в подмосковном лесу, где в резкой форме высказал свое недовольство редакционной политикой «Новой газеты» и якобы даже угрожал ему физической расправой, при этом остроумно, по признанию Муратова, обещав лично же и заняться дальнейшим расследованием.

Настоящий детектив, достойный пера лучших мастеров жанра! Увы, история, описанная главным редактором «Новой» и анонсированная Александром Хинштейном, продолжает оставаться странной и к моменту подготовки данной статьи, поскольку в самом СКР пока что не решили, как реагировать на предлагаемый сюжет. Между тем Союз журналистов Москвы уже обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить все обстоятельства дела и вынести определение. Также стало известно о готовящемся обращении ряда журналистов на имя президента Владимира Путина разобраться в данной истории и принять меры.

Сам же анонсировавший скандал депутат Хинштейн явно удовлетворен развитием событий: «С утра телефон раскаляется: журналисты просят комментарии по ЧП с Бастрыкиным. Что тут скажешь? Ситуация не имеет аналогов…. Еле дозвонился до Д. Муратова. Скандал развивается грандиозный, кажется, он сам даже не ожидал. А тем более — не ожидал Бастрыкин», — на явном эмоциональном подъеме пишет депутат в своем микроблоге. Ранее, в интервью «Газете.ру» депутат заявил, что глава СКР упоминал и его скромную персону. Очевидно, ровно в том же контексте.

Итак, каша заварилась что надо: коллеги напуганного Бастрыкиным журналиста «Новой» Сергея Соколова (он, кстати, по последним данным, покинул Россию от греха подальше) пикетируют Следственный комитет РФ, задерживаются полицией и отпускаются без каких-либо обвинений, в самом СКР, упиваясь успокоительным, вымучивают «официальную реакцию», а в Кремле, вероятно, думают, что со всем этим делать. Ситуация столь же нетривиальна, сколь и неслучайна: надо понимать, что раз за дело взялся персонально Хинштейн — кому-то «там Наверху» это очень и очень понадобилось. А в свете развернутой накануне «Марша миллионов-2» активной деятельности Следственного комитета «дело Бастрыкина» на глазах обретает особо интригующий оттенок.

Очередной громкий скандал с участием главы Следственного комитета РФ в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный политолог, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов:

— Сейчас, когда борьба между властью и оппозицией вступила на столь острую стадию, такого рода скандалы будут и впредь возникать с завидной регулярностью, поскольку с одной стороны оппозиция и отдельные журналисты «лезут на рожон», памятуя о своей решающей роли в либеральной революции 90-х, с другой стороны власть будет отвечать им порой излишне нервно и жестко. И скандал с Бастрыкиным, если инкриминируемые ему деяния действительно имели место — это как раз одно из следствий нынешней заметной нервозности правоохранительных органов, болезненно реагирующих на любой компромат, любую критику в СМИ. С их стороны можно наблюдать стремление привычными для них силовыми методами нейтрализовать своих оппонентов.

Нужно посмотреть, нет ли тут аппаратного следа. Всем еще памятен недавний скандал и противостояние СКР с Генпрокуратурой РФ. Надо сказать, что Александр Хинштейн — человек в достаточной мере ангажированный, часто выступающий в качестве этакого «ньюсмейкера от силовиков», в том числе и по линии Сечина. Так что аппаратный след тут весьма вероятен. Да, казалось бы, дело тут чисто политическое, но, как нередко в таких случаях бывает, в явном присутствует тайное.

Вероятно, если, повторюсь, все инкриминируемое ему правда, Бастрыкин банально подставился, проявив излишнюю «старательность». Власть сегодня старается действовать в отношении несистемной оппозиции «терапевтически» и Бастрыкин несколько опередил время, начав слишком жестко давить на оппонентов. Сейчас это может принести ему лишь определенные аппаратные издержки. Другое дело, что если и дальше оппозиция будет, что называется, «идти на рожон» — думаю, что «бастрыкинские методы» будут использованы властью достаточно широко и, вероятно, даже более жестко.

Как Вы оцениваете позиции Бастрыкина? Быть может ему вообще не о чем волноваться?

— Учитывая, что он успел поучаствовать в немалом количестве информационных войн и нажил себе целый ряд серьезных аппаратных врагов, думаю, что его нынешнее положение прочным признать сложно. Он, как, впрочем, и генпрокурор Чайка, находится под большим вопросом в плане сохранения должности, а очередной громкий скандал аппаратных перспектив ему точно не добавит. Скорее наоборот — образно говоря, знак вопроса напротив его фамилии в записной книжке Владимира Путина обведен жирным…