https://www.funkybird.ru/policymaker

Русские сценарии: о марше миллионов

Вчерашний «Марш миллионов» в Москве отчетливо высветил неприятные для нынешнего политического режима РФ тенденции.

Массовый протест в довольно благополучной все еще социально-экономической обстановке не сбавляет оборотов. Напротив: митинги под сотню тысяч участников стали обычным делом. Вокруг них создана эффективная политическая и организационная инфраструктура, куда из опереточной парламентской оппозиции окончательно переместился реальный центр противостояния власти. Этот центр обзавелся вполне понятной программой действий http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120612144808.shtml: то есть он появился в глазах множества москвичей (шаг в провинцию – дело времени, впрочем, он не так уж и важен). Изоляция лидеров оппозиции накануне митинга и шествия ничего не дала, наоборот – прибавила им участников, энергетики и окончательно консолидировала протест на антипутинских лозунгах.

Это значит, что при одномоментном ухудшении экономической ситуации или каких-то незапланированных ЧП (а это случится неизбежно, учитывая условныйхарактер нынешней экономической «стабильности» в РФ) стотысячный митинг легко трансформируется в миллионный. А миллионными митингами управлять нельзя; они довольно быстро приводят в современном мире к падению неустойчивых режимов, политическая опора которых сведена к коррумпированной бюрократии (в руководстве РФ слишком мало алавитов и туарегов). И этот сценарий гораздо реальнее, чем многим сегодня кажется.

Теперь у власти есть два способа содержательной реакции. Либо начинать реальную политическую реформу, канализируя протест в выборные кампании и рискуя получить «эффект домино». Либо продолжать давление на лидеров оппозиции (Навальный, Удальцов, Немцов), засылать в их ряды агентов, устраивать провокации на митингах и т.д. Это — разница между подходами политиков и чекистов, но результат один – уход от рычагов власти. Однако разными путями – дорогой Горбачева или дорогой Чаушеску.

Проблема в том, что вокруг Горбачева не было преступников. В сегодняшних федеральных и региональных элитах их множество и их позиция не может не влиять на решения. А для них «пути Горбачева» не существует: «список Магницкого», подготовленный Сенатом США обозначил перспективу этих людей и их капиталов.

Поэтому у Владимира Путина остается лишь один сценарий удержания личной власти до конца президентского срока для подготовки за это время настоящего преемника (это не Медведев, конечно, варианты будут готовиться в диапазоне Рогозин – Прохоров).

Продолжая репрессии в адрес «наймитов Госдепа», он неизбежно начнет «сдавать своих», создавая новую политическую атмосферу и перехватывая инициативу, которая сейчас полностью в руках оппозиции. Речь, конечно, не идет о близких Путину лично людях, но депутаты, сенаторы, губернаторы, высокопоставленные полицейские, министры и замминистры, олигархи – эти вполне пойдут на сдачу: общество должно получить полноценную жертву, а Путин – сохранить достойный уровень доверия масс, имидж сурового, но справедливого вождя.

Это даст ему драгоценное время. Ценой, помимо голов коррупционеров (вот когда пригодятся многочисленные фсбэшные папки с компроматами!), станет нынешняя Госдума, досрочные выборы, разгром «Единой России» и падение правительства Медведева. Степень радикальности этих сценариев, разумеется, определят глобальные рынки и политика администрации США, но именно они будут задавать он в политической жизни страны в ближайшие два года.