https://www.funkybird.ru/policymaker

Кремль нервничает – счета чиновников за рубежом могут заморозить

7 июня в Конгрессе США состоялось первое голосование по законопроекту под названием «Акт об ответственности за соблюдение законности имени Сергея Магнитского». Комитет по иностранным делам Палаты представителей единогласно проголосовал за то, чтобы рекомендовать Палате в полном составе утвердить билль Магницкого – так его для краткости именуют в Америке.

Белый дом – против

Американские законодатели назвали законопроект именем юриста инвестиционной компании Hermitage и разоблачителя коррупции в российских силовых структурах, погибшего в СИЗО «Матросская тишина» в ноябре 2009 года. Но закон – если билль станет законом – будет касаться прав человека в России в целом. Он, по замыслу его инициаторов (конгрессмен Джеймс Макговерн и сенатор Бенджамин Кардин – оба демократы), должен дополнить или заменить пресловутую поправку Джексона-Вэника, принятую в 1974 году. Она ведь тоже была нацелена не только на проблему выезда евреев из СССР, но и на весь комплекс нарушений прав человека в Советском Союзе.

Администрация Обамы нажимает на все кнопки, пытаясь остановить неугодный России законопроект ( правая рука Путина по вопросам внешней политики Юрий Ушаков, посол РФ в США Сергей Кисляк и другие чиновники уже пообещали Вашингтону массу неприятностей, если закон будет принят). Обаме нужно сохранить сотрудничество с Москвой в таких сферах, как сокращение вооружений, борьба с терроризмом и наркомафией, транзит грузов через Россию в Афганистан. Он стремится если не исключить, то хотя бы свести к минимуму противодействие России мерам, которые международное сообщество пытается осуществить в отношении Ирана, Сирии, Северной Кореи. Пресловутая американо-российская «перезагрузка» уже почти мертва – особенно после возвращения Путина в Кремль, – но в год выборов Бараку Обаме надо во что бы то ни стало ее сохранить, как одно из своих главных достижений в области внешней политики.

Но если случится так, что билль Магнитского примут обе палаты Конгресса – а шансы налицо, – президент, по мнению вашингтонских наблюдателей, не сможет наложить на него вето. Это дело получило слишком громкий резонанс, и Обама не посмеет – тем более в год выборов – проигнорировать традиционный для Америки приоритет прав человека. Вето не будет, но будут попытки Белого дома затянуть переговоры с Конгрессом до будущего года, когда выборы останутся позади. А там, глядишь, досадный билль сам собой помрет, рассуждают советники Обамы.

Сдающиеся и несдающиеся

Кто-то на Капитолийском холме поддается нажиму исполнительной власти. Так, сенатский комитет по международным отношениям, которым руководит демократ из Массачусеттса Джон Керри, отложил рассмотрение билля Магнитского, которое было назначено на 26 апреля с.г. В расписании этого комитета на ближайшее будущее данный вопрос пока не значится.

Но в Сенате есть другие влиятельные политики, которые настроены менее соглашательски, чем Керри. Например, сенатор-демократ из Монтаны Макс Бокус, который возглавляет комитет верхней палаты Конгресса по финансам, намерен пристегнуть билль Магницкого к другому законодательному акту – биллю о постоянном нормальном статусе в торговле (ПНСТ) для России. Иначе говоря, он хочет увязать отмену поправки Джексона-Вэника с принятием билля Магницкого и вынести на голосование палаты один общий документ.

С ним согласны многие сенаторы и депутаты нижней палаты. Так, конгрессмен-демократ Говард Берман, который возглавляет фракцию Демпартии в комитете по иностранным делам Палаты представителей, заявляет: «Если мы будем рассматривать такие изменения нашего торгового законодательства (речь идет о ПНСТ для России. – И.Б.), то это следует делать в увязке с принятием законодательства, касающегося серьезных нарушений прав человека в России».

В Палате представителей, где партией большинства являются республиканцы, ситуация более благоприятна для принятия билля Магницкого, чем в контролируемом демократами Сенате. Республиканцы подыгрывать Белому дому в год выборов не собираются, и голосование в минувший четверг в комитете по иностранным делам – это лишь первая ласточка грядущего противодействия Обаме в отношении его российской политики.

По мнению влиятельной газеты The Wall Street Journal, «полный состав Палаты представителей легко утвердит» билль Магнитского. Но рассмотрение этого законопроекта пленарным составом Палаты состоится не сразу: помимо комитета по иностранным делам, его должны заслушать – или «отказаться от юрисдикции» – еще два комитета. Тем не менее, общее настроение конгрессменов от обеих партий – в пользу билля Магнитского.

Черный список будут пополнять

Еще до слушаний в комитете по иностранным делам председатель комитета, республиканка из Флориды Илеана Рос-Лехтинен, заявила, что Обама награждает Россию незаслуженными, по ее мнению, «подарками», последним из которых она назвала согласие Вашингтона на вступление России в ВТО. Она призвала сохранить поправку Джексона-Вэника и не предоставлять Москве ПНСТ в торговле с США, т.к. «ситуация с правами человека в России продолжает ухудшаться» и не надо поощрять виновных в этом. Это высказывание отражает позицию многих американских законодателей и в первую очередь – республиканцев.

Что же предусматривает законопроект, за который проголосовал в минувший четверг комитете по иностранным делам? В нем предлагается в течение 120 дней опубликовать список лиц, причастных к преследованию и убийству Сергея Магнитского, а также тех, кто участвовал в пытках, убийствах и нарушениях гражданских прав других борцов за справедливость в России. Этим людям – а в списке более 60 фамилий – будет закрыт въезд в США (кому-то уже закрыт госдепом США «в рабочем порядке»); если у кого-то из них есть действующая виза, она будет аннулирована. Банкам дадут указание заморозить счета лиц, внесенных в черный список.

Если силу закона приобретет та версия, которую отстаивает сенатор-демократ Бенджамин Кардин из Мэриленда (он инициировал билль в Сенате), то черный список будет постоянно пополняться новыми именами нарушителей прав человека в России.