https://www.funkybird.ru/policymaker

Связка настоящих связистов

«Загогулины» капиталистической модели экономики частенько выводят меня из себя. В последние два десятилетия в нашей стране буйно, как плесень на варенье, росло поколение так называемых эффективных менеджеров. Они готовы управлять чем угодно — от производства йогуртов и до издания СМИ.

Не беда, что в производстве они ни черта не смыслят и вообще в глаза его не видели. Ведь экономические учебники полны различных формул построения бизнеса, которые выдаются за универсальные. Такая некомпетентная манера ведения дел привела к развалу уже многих отечественных производств.

Гнилая идеология получения прибыли любой ценой не могла не отразиться и на государственном управлении. В 2007 году российскую армию возглавил не военный, а менеджер, выпускник Ленинградского института советской торговли Анатолий Сердюков. Торговля во вверенных Сердюкову бойцовских рядах была поставлена на отлично (продажа земель, зданий), а вот с ростом боеспособности армии как-то не сложилось. Или взять оставившего недавно свой пост министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. Он окончил Московский государственный институт иностранных языков (МГПИЯ) имени Мориса Тореза и факультет германистики Лейпцигского университета. Работал корреспондентом, потом в пресс-службе президента и аппарате правительства. В Минсвязи Щеголев по привычке генерировал информационные поводы и делил лакомые куски активов телекоммуникационного рынка между своими друзьями. Вспомнить хотя бы имя основателя Marshall Capital Partners Константина Малофеева, друга министра.

Возможно, он бы так и оставался неизвестным широкой публике, если бы уволенный со скандалом гендиректор «Связьинвеста» (крупнейший акционер «Ростелекома») Евгений Юрченко не назвал его человеком, фактически управляющим российским рынком связи. В 2009 году Малофеев был избран в совет директоров «Связьинвеста». Место в совете ему предложило государство, но почему — тогдашний пресс-секретарь министра связи Елена Лашкина не смогла ответить «Ведомостям». Такое вслух не говорят.

Бывший гендиректор «Связьинвеста» Юрченко утверждал, что с приходом Малофеева «центр принятия решений полностью переместился к бывшим и настоящим менеджерам Marshall Capital»: «Все переговоры и проработка документов велись только бывшими и настоящими работниками Marshall Capital. Фактически управление госкомпанией перешло в частные руки», — подчеркивал он в интервью «Ведомостям» сразу после того, как написал заявление об отставке.Вот еще одна интересная цитата из господина Юрченко: «Представьте, к тебе приходят и говорят: завтра твоя компания лишится всех заказов. Если не хочешь, чтобы она разорилась, отдай мне 70%, а я со стороны государства гарантирую передачу тебе госзаказов». Бизнес, и ничего более, сказал бы на это какой-нибудь прожженный капиталист и улыбнулся ласковой улыбкой убийцы.Поводов для оптимизма в такой ситуации немного.

Но приход на место Щеголева Николая Никифорова все же внушает надежду. Новый министр связи с самого начала своего профессионального пути занимался информационными технологиями и коммуникациями — сперва в частных компаниях, потом на посту заместителя премьер-министра — министра информатизации и связи Республики Татарстан.Результаты работы Никифорова в Татарстане говорят сами за себя: сейчас 80% заявлений на регистрацию брака в республике подают через Интернет, 33% штрафов за нарушение ПДД оплачивают через Сеть, таким же образом, без очередей и проблем, подаются 60% заявлений на определение детей в детский сад. В масштабах страны подобной статистикой портал госуслуг похвастаться не может. То есть человек знает, что и как делать, имеет большой опыт именно в сфере связи.

В понедельник, 9 июля, свежеуволенный экс-замминистра связи Илья Массух разразился гневной тирадой в адрес Никифорова. По какому бы вы думали поводу? Массух в обиде на то, что новый министр не разглядел его неоценимого вклада в деле построения электронного правительства и, в частности, организации электронных госуслуг в масштабах страны.

Могу сказать, что Никифоров не одинок — я тоже не разглядел вклада Массуха, который почему-то ссылается на рейтинг ООН, согласно которому по уровню внедрения электронного правительства Россия с 2010 по 2012 каким-то чудом продвинулись с 59 на 27 место. Впрочем, где мы и где ООН — нас из Нью-Йорка вообще плохо видно. Так что, сидел бы Массух и помалкивал — взбивать масло лапками нужно было раньше.Понятно, что никакое большое дело не будет успешным без слаженной команды профессионалов. И команду эту господин Никифоров, к счастью, набирает не из своих одноклассников, сватьев, кумовьёв, братьев и подельников, как это у нас заведено, а из опытных работников сферы связи. Вот, к примеру, своим заместителем он назначил Дениса Свердлова, который до этого момента руководил компанией «Скартел», развивающей в России высокоскоростной Интернет под брендом Yota. То есть, человек не из торговли мебелью пришёл, а тоже из связи. Причем, не просто менеджер одной из телекоммуникационных корпораций, а глава компании, первой запустившей в России сети WiMAX (в 2009 году) и LTE (2011) — оба события стали прорывом для отечественного рынка связи. Кстати, в Казани Yota сумела развернуть сеть LTE всего за пару месяцев. Возможно, именно это и заставило Никифорова задуматься о будущем назначении Свердлова.

Работы в министерстве и Никифорову, и Свердлову предстоит немало. Гора проблем им досталась от прошлого министра связи Щеголева. Это и последствия попыток рейдерства телекоммуникационных компаний, чехарда с распределением частот связи, заваленная работа с электронным правительством и многое-многое другое. Но похоже, что эпоха менеджеров, которые только и умеют, что продавать с прибылью в 300% (до поры до времени) все же заканчивается. И кризис в Европе — яркое тому подтверждение. Пора таким «эффективным менеджерам» уступать дорогу настоящим профессионалам — профильным специалистам.

французская комедия 2012