https://www.funkybird.ru/policymaker

На смену России в Среднюю Азию приходит Америка

Таджикистан может стать альтернативой киргизскому Манасу, заявил сегодня в Душанбе американский конгрессмен Дэн Бертон, возглавляющий делегацию Конгресса США, которая прибыла в Таджикистан накануне вечером.

«Нам нужны очень сильные стратегические партнеры, как Таджикистан, – приводит его слова «Радио Озоди». – Вы имеете довольно продолжительную границу с Афганистаном, вы находитесь на стратегическом транзитном пути к Манасу. В 2014 году запланировано закрытие Манаса. Хотя мы не можем полностью говорить за правительство, мы верим в то, что Таджикистан может рассматриваться в качестве замены данного транзитного центра по этим причинам. Мы будем говорить об этом по возвращении с Государственным департаментом (США)», – заявил Бертон. «Если база в Манасе будет закрыта, как и было запланировано, – продолжил он, – нам будет необходим некий путь, который бы позволил нам быть уверенными в том, что «Талибан» и «Аль-Каида» не всплывут вновь в качестве мощной силы в Афганистане и в этом регионе. Именно по этим причинам нам необходима база для проведения операций в случае возникновения такой необходимости».

Понятно, что под альтернативой американской авиабазе в Киргизии Бертон подразумевал лишь равноценную замену, коей в Таджикистане является только один военно-стратегический объект – аэродром Айни. Россия давно за ним охотится (на него, кстати, имеет виды и Индия), при этом Душанбе не раз заявлял, что не отдаст Айни никому, кроме России. И – вот такой неожиданный поворот: американцы могут буквально из-под носа увести у Москвы этот важнейший военно-стратегический плацдарм. А если учесть, что еще не факт, что киргизы в 2014 году «попросят» американцев из Манаса, Россия будет поставлена перед фактом резкого усиления военного присутствия США в Средней Азии, которую считает зоной своих привилегированных интересов, причем при вполне вероятном ослаблении своего военного присутствия в данном регионе.

Дело в том, что одновременно зашли в тупик российско-таджикские переговоры о продлении срока аренды 201-й военной базы России. Напомним, она получила такое наименование по номеру российской дивизии, которая в 1990-е гг, во времена кровопролитной гражданской войны в Таджикистане, дислоцировалась на таджикско-афганской границе. Сейчас это крупнейшая зарубежная военная база России, контингент которой насчитывает более 6000 военнослужащих, которые располагаются в трех гарнизонах – близ Душанбе, Куляба и Курган-Тюбе. Если Душанбе не продлит срок аренды 201-й базы (истекающий, кстати, тоже в 2014 году), то военное присутствие России в этом регионе вообще станет уступать американскому: те ведь уже сейчас контролируют совместно с таджикскими пограничниками границу с Афганистаном, которую ранее защищала 201-я российская дивизия. Чьей же тогда зоной жизненно важных интересов станет Таджикистан, да и весь регион Центральной Азии – после выхода Узбекистана из ОДКБ, после всех «многовекторных» вихляний Киргизстана?..

Вчера министр обороны России Анатолий Сердюков, кстати, получил очередную «пилюлю» от своего таджикского коллеги Шерали Хайруллоева. Главы военных ведомств стран СНГ собрались в Калининграде на 62-е заседание Совета министров обороны государств СНГ, и тут глава таджикского Минобороны возьми да и заяви, что до сих пор не знаком с российским вариантом договора о продлении сроков размещения 201-й базы РФ. На что Анатолий Сердюков ответил, что российский проект давно направлен в Душанбе и «власти Таджикистана должны были хоть раз его прочитать».

Напомним, принципиальная договоренность о продлении аренды базы – сразу на 49 лет – была достигнута во время прошлогоднего визита президента Дмитрия Медведева в Душанбе, причем продлить соглашение об аренде стороны договорились уже в первом квартале нынешнего года. Миновал уже второй квартал – а министр обороны Таджикистана заявляет, что еще не получал российский проект соглашения…

На этой неделе начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, генерал армии Николай Макаров заявил: «Переговорный процесс по этой базе идет трудно». «Таджикистан вдруг заупрямился, и мы вынуждены были приостановить выделять средства на обустройство базы, пока не прояснится ситуация», – заявил глава российского Генштаба. А главком Сухопутных войск РФ, генерал-полковник Владимир Чиркин в свою очередь пояснил, что Таджикистан выдвинул России более 20 малоприемлемых требований, которые затем стал все время изменять и усложнять. Это и побудило российское военное ведомство приостановить выделение средств на развитие базы. «Создается ситуация, которая может быть неразрешима вообще», – резюмировал генерал.

Зато американцам Душанбе в последнее время шлет одну обнадеживающую весточку за другой. Буквально накануне приезда в Душанбе делегации американских конгрессменов президент Таджикистана Эмомали Рахмон, поздравляя Барака Обаму с 236-й годовщиной независимости США, сообщил ему о своем намерении расширить сотрудничество с США, задействовав для этого «все имеющиеся возможности и ресурсы».

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин считает, что на позицию Таджикистана по размещению 201-й российской военной базы может косвенно влиять НАТО. По его мнению, позиция Таджикистана, а также Узбекистана, приостановившего свое участие в ОДКБ, обусловлена таким фактором влияния, как присутствие в Афганистане крупной военной группировки – Международных сил содействия безопасности. «После ухода НАТО из Афганистана (надеюсь, это произойдет достаточно скоро и в полном объеме) ситуация существенно изменится», – считает вице-премьер.

Однако пока развитие событий говорит о другом – о том, что, уйдя из Афганистана, да и то не полностью, американцы обоснуются в Центральной Азии и сведут присутствие России там на нет.