https://www.funkybird.ru/policymaker

Виталий Портников: воеводное хозяйство

Местная законодательная власть в России озабочена в последнее время двумя проблемами.

Она борется с пропагандой гомосексуализма среди несовершеннолетних и устанавливает барьеры для тех, кто хотел бы выдвинуться в региональные начальники вопреки воли партии и президента. Причем, судя по скорости принятия новых избирательных законов, педофилами власть считает как раз возможных самовыдвиженцев и прочих оппозиционеров. И это логично. Зловредные пропагандисты разврата угрожают нравственному облику мало кому интересных несовершеннолетних. А оппозиционеры и самовыдвиженцы угрожают как раз самым что ни на есть совершеннолетним, привыкшим «пилить» региональные бюджеты. И этого как раз допустить нельзя.

Инициативу сейчас уже прочно забытого президента Дмитрия Медведева о возвращении к общенародному избранию губернаторов и глав республик многие восприняли как удар в самое сердце путинской системы, вынужденную уступку победоносной Болотной и свидетельство скорого краха авторитаризма. Не дождетесь! Губернаторские выборы на практике могут обернуться куда более серьезной фильтрацией кадров. Об экспериментах, в ходе которых Кремль мог послать в ту или иную область технократа или раскаявшегося оппозиционера, можно будет надолго забыть. Единственным пропуском во власть — помимо кремлевской благосклонности — станет партийный билет «Единой России». А депутатский фильтр оградит население от самозванцев: выборы станут соревнованием хорошего с лучшим и будут отличаться от недавней церемонии предложения президенту нескольких кандидатур счастливых соискателей разве что тем, что в роли аплодирующего решению главы государства законодательного органа будет выступать счастливое население. Зато демократия!

Могут сказать, что фильтр есть во всем цивилизованном мире. Что недавно в ходе французской президентской кампании ведущие кандидаты на высший пост в стране оказались на шаг от снятия с регистрации, так как не могли получить необходимое количество подписей. Это так. Однако буквально за несколько дней до окончания сбора подписей и тогдашний президент Франции Николя Саркози, и его главный конкурент Франсуа Олланд обратились к депутатам законодательных собраний страны с просьбой посодействовать участию в выборах кандидата от Национального фронта Марин Ле Пен. И, разумеется, они делали это не от большой любви к Ле Пен, а из уважения к французам и их праву отдать голос за того, кому они симпатизируют. А теперь давайте представим себе какого-нибудь российского губернатора, призывающего депутатов помочь собрать подписи для собственного конкурента. Не получается представить, да? Обидно.

Но на самом деле ничего особо трагичного в происходящем нет. Авторитаризм гибнет не тогда, когда идет на уступки, а тогда, когда костенеет. Советский Союз исчез с политической карты мира не только потому, что построил самую передовую в мире экономику и не смог пережить падение нефтяных цен. Но и потому, что первые секретари обкомов сидели на своих местах по 25 лет и даже научились называть друг друга как удельные князья — Медунов Краснодарский, Романов Ленинградский… Система просто лишилась притока свежей крови, перестала работать — и даже когда очнувшиеся было вожди принялись менять засидевшихся феодалов в ускоренном порядке, оказалось, что их преемники уже не в силах ничего изменить. В современной России повторяется та же история: колесо власти, заржавев, остановилось, а находящиеся рядом с ним люди заняты не починкой агрегата, а набиванием карманов — ну и заодно борьбой с теми, кому могло бы прийти в голову хотя бы попытаться счистить ржавчину.