https://www.funkybird.ru/policymaker

Узбекистан вышел из ОДКБ из-за соседей и в угоду американцам

В ноте, направленной узбекским МИДом в секретариат Организации Договора коллективной безопасности, неубедительно разъяснены причины выхода Узбекистана из договора. Эксперты сходятся во мнении, что в основе такого решения стало желание Ташкента возобновить «бурный роман с США», который несколько лет назад узбеки сменили на «флирт с Россией», — и получить американскую военную поддержку. Также возможной причиной могут быть разногласия с соседними государствами.

«Нас не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении — в Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте», — пояснил «Коммерсанту» источник в узбекском МИДе.

В приостановлении участия Узбекистана в деятельности ОДКБ больше отрицательных моментов, чем положительных, но организация и без Узбекистана продолжит существование и укрепление своей военной составляющей. Об этом заявил сегодня журналистам начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров. «Мы будем, как и раньше, вместе с нашими союзниками и партнерами предпринимать все необходимые шаги по укреплению военной составляющей ОДКБ и обеспечению безопасности на ее пространстве», — цитирует Макарова «Интерфакс».

«Могу сказать одно. Лучше меньше, да лучше, как это было и во времена Суворова, надо брать не числом, а умением», — заявил другой представитель Минобороны на условиях анонимности. — Теперь странам ОДКБ остается одно — теснее сплотить свои ряды и всемерно крепить сотрудничество».

Работа ОДКБ с выходом Узбекистана станет проще, полагают эксперты. Действительно, с 2006 года, когда Ташкент восстановил членство после выхода в 1999 году, взаимодействие этой страны с другими участницами организации было неполноценным. В последние годы Узбекистан все чаще отказывался от участия в мероприятиях, проводимых ОДКБ, причем не только военных. Отметим, что в 2008 году Узбекистан вышел из еще одной «постсоветской» организации — ЕврАзЭс.

«Кошка, которая гуляет сама по себе»

Позиция Узбекистана в отношении ОДКБ в течение нескольких последних лет «вызывала озабоченность у российского военного руководства», отметил начальник Генштаба РФ. «Узбекистан или вообще не принимал участия во встречах глав государств и министров обороны стран ОДКБ, или принимал, но не подписывал никаких документов. Таким образом, Ташкент уже давно де-факто прекратил участвовать в деятельности ОДКБ, а сейчас оформил это де-юре», — отметил н=генерал Макаров. Поэтому, продолжил он, «объявленное Ташкентом решение не стало для нас неожиданным, оно, в общем, нами прогнозировалось».

«Все к этому шло: Ташкент был известен тем, что не соглашался ни с одним решением ОДКБ, постоянно требовавшим внесения каких-то поправок, уточнений, особого статуса для Узбекистана, хотя в ОДКБ все решения принимаются совместно на условиях консенсуса, — заявил «Интерфаксу» источник в правительстве Таджикистана. — Узбекистан очень не устраивало решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, вернее то, что страны-участники могут ввести КСОР в одно из государств-членов без согласия всех участников, что потом и было закреплено в положении о КСОР».

Узбекистан всегда был «кошкой, которая гуляет сама по себе», отметил в разговоре с «Московским комсомольцем» директор Института стран СНГ Константин Затулин. И эта «кошка», по его словам, постоянно мечется между Россией и США. И все это усугубляется «острыми приступами ревности к Казахстану»: «Будучи одной из самых населенных стран, однако лишенной выхода к морю и значимых ресурсов, Узбекистан просто обречен на неустойчивую и изменчивую политическую линию».

Потеряв в свое время всесоюзное финансирование, Узбекистан было завел бурный роман с США, однако после известных андижанских событий 2005 года — мятежа, жертвами которого стали почти 200 человек, — сближение с Западом оказалось под вопросом. «Оказалось, что это небезопасно для авторитарного узбекского режима, — говорит Затулин. — Тогда и сложился флирт с путинской Россией. Узбекистан вступил в ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ». Неслучайно Ташкент вышел из состава ГУУАМ — патронируемого США интеграционного объединения на постсоветском пространстве с участием Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии.

Узбекистан хочет заполучить американскую базу

Однако в последнее время позиции США и Узбекистана стали неуклонно сближаться. Осенью Комитет по ассигнованиям Сената одобрил закон, который позволил США предоставлять Узбекистану деньги на закупку военного оборудования, что было под запретом как раз после событий в Андижане. Тогда же в Вашингтоне прошел американо-узбекский бизнес-форум, для участия в котором прибыла внушительная делегация узбекских бизнесменов во главе с министром иностранных дел Элером Ганиевым. Встречаясь с ним, госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что Узбекистан «демонстрирует признаки улучшения ситуации с правами человека и расширения политических свобод». А теперь Узбекистан рассчитывает получить дивиденды от вывода войск НАТО из Афганистана.

Не исключено, что в Узбекистане появится американская военная база, подтвердил «Ведомостям» эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко.

В настоящее время Пентагон ведет переговоры с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном о том, чтобы после вывода в 2014 году войск НАТО из Афганистана американская техника осталась в этих странах. После того как стало известно, что США готовы оставить часть вооружений, Владимиру Путину, в июне посетившему Ташкент, нечего было предложить Каримову. Выход Узбекистана — удар по евразийскому проекту Путина, фактически в Центральной Азии из твердых союзников у России остается только Казахстан, резюмирует Малашенко.

«Узбекистан в связи с какими-то договоренностями с США, похоже, рассчитывает, что на его территории будет вновь открыта военная база. В рамках ОДКБ этот вопрос необходимо было бы согласовывать с союзниками. Теперь Ташкент может открыть у себя базу без согласования, — заявил «Коммерсанту» специалист по Средней Азии ПИР-Центра Вадим Козюлин. — США, вероятно, включат его в список стратегических союзников, окажут финансовую и военную помощь, возьмут на себя некие гарантии безопасности, закроют глаза на нарушение прав человека. То есть сделают Узбекистан своей основной базой и союзником в регионе, а с другой стороны, будут гарантией крепости нынешнего режима».