https://www.funkybird.ru/policymaker

Подписано Бюджетное послание на 2013–2015 годы

На встрече с членами Правительства и руководством Федерального Собрания Владимир Путин сообщил о подписании Бюджетного послания о бюджетной политике в 2013-2015 годах.

В.ПУТИН: Уважаемые коллеги!

Сегодня подписано Бюджетное послание на 2013-2015 годы. Считаю важным в ходе нашей встречи обозначить его ключевые приоритеты.

Благодаря ответственной бюджетной политике, которую мы проводили все последние годы, нам удалось не только преодолеть кризис, но и сформировать хорошую макроэкономическую ситуацию, макроэкономические условия для дальнейшего роста. Имею в виду безопасный уровень госдолга, стабильную национальную валюту, низкую, по сравнению с предыдущим периодом, самую низкую за последние 20 лет инфляцию. Эти базовые завоевания нам, безусловно, необходимо сохранить.

Однако при этом нужно повысить эффективность нашей бюджетной политики, усилить в ней акценты, связанные с развитием экономики и социальной сферы, решением других приоритетных национальных задач.

Ресурсы бюджета, инструменты финансового, налогового регулирования должны быть нацелены на реализацию нашей стратегической программы преобразований, которая получила поддержку подавляющего большинства граждан России. Мы хорошо понимаем, что воплотить эту программу придётся в сложных условиях. Мировая экономика переживает период турбулентности, и нужно быть готовыми к любым возможным кризисным проявлениям.

Принципиальная задача для нас — сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета. Очевидно, что главные факторы риска по-прежнему кроются в высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья. Нефтегазовый дефицит слишком велик. Проблемы, вызовы для нас заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовывать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители.

Ещё Правительство прежнего состава начало детально разрабатывать эти вопросы и предлагать решение этих проблем. Мы с вами договорились, что уже при формировании бюджета на 2013 год вернёмся к так называемому «бюджетному правилу» и законодательно установим порядок использования нефтегазовых доходов. Такая политика позволит нам накапливать резервы и при этом иметь необходимые средства для стабильного, безусловного исполнения бюджетных обязательств реализации долгосрочных государственных программ.

Что предлагается сделать? При планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться не на текущих или даже не на прогнозных котировках, которые постоянно меняются, а на более фундаментальных показателях. Поэтому при вёрстке бюджета за основу будет браться средняя цена на нефть за пять прошедших лет, причём ежегодно расчётный период будет увеличиваться на один год. Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться уже исходя из средней цены на нефть за десятилетний период. Если фактическая цена на нефть оказывается выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд, в случае снижения цены на нефть в бюджет поступят средства именно этого Резервного фонда в объёме недополученных нефтегазовых доходов.

Также необходимо законодательно установить максимальный размер Резервного фонда. Средства сверх этого объёма предлагается направлять в Фонд национального благосостояния. И, как уже говорил, следует продумать механизм использования части средств Фонда национального благосостояния на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объёмов, необходимых для трансфертов Пенсионному фонду. Именно для этих целей, для поддержки Пенсионного фонда, мы в своё время и создавали Фонд национального благосостояния.

Одновременно нам необходима более гибкая диверсифицированная стратегия управления нашими суверенными фондами. Это особенно актуально в условиях возросшей волатильности мировых рынков. Проще говоря, нельзя класть все яйца в одну корзину. Нужно искать оптимальные решения, которые позволят повысить доходность от размещения наших резервов и при этом, безусловно, минимизировать риски. Думаю, что вложения денег в инфраструктурные проекты как раз и должны свести риски к минимуму. Поэтому прошу оперативно проработать все вопросы создания российского финансового агентства, которое будет осуществлять государственную политику в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.

Особо хочу подчеркнуть, что новые бюджетные правила, жёсткий порядок расходования рентных доходов — это и мощная антиинфляционная мера. Обеспечение низкой инфляции считаю не только важнейшей экономической, но и социальной задачей. И конечно, низкий уровень внутренней инфляции укрепляет нашу устойчивость к воздействию внешних негативных факторов. И мы обязательно должны учитывать любые сценарии развития мировой и отечественной экономики, иметь инструменты и возможности для оперативного реагирования. Поэтому прошу заложить в бюджет на будущий год достаточный резерв для реализации антикризисных мер, если, конечно, такая необходимость появится. На долгосрочную перспективу нам следует сформировать действенную систему мониторинга, прогнозирования и управления рисками.

Уважаемые коллеги! Главным критерием эффективности нашей бюджетной политики должно стать достижение заявленных приоритетов. Они изложены в предвыборных статьях и указах Президента Российской Федерации. Речь идёт о формировании новой структуры экономики, благоприятных условий для привлечения инвестиций, об улучшении работы образования и здравоохранения, всей социальной сферы.

Деньги должны идти в обмен на преобразования, каждый рубль федерального бюджета должен стимулировать развитие, менять качество экономики и качество повседневной жизни наших граждан. При этом общество имеет полное право знать, не только на какие цели были потрачены бюджетные средства, но и какую отдачу они дали. Сейчас существует практика, когда подведение итогов исполнения бюджета и анализ достигнутых результатов в социально-экономической сфере проводятся по отдельности вне всякой зависимости. В одном случае смотрим, как формально потрачены деньги, в другом — как работали ведомства и чего они достигли. Такой подход не даёт полной картины и не стимулирует к работе на результат. Считаю, что нужно совместить, увязать рассмотрение хода реализации мер социально-экономической политики и подведение итогов исполнения бюджета. Если денег потрачено больше, чем планировалось, а цель не достигнута, нужно делать соответствующие выводы, в том числе, разумеется, и кадрового характера.

Считаю, что оценка персональной ответственности руководителей министерств и ведомств должна основываться и на ежегодном анализе результатов расходования бюджетных средств. Прошу также разработать такую систему и внедрить её.

Эффективность бюджетных расходов должна значительно возрасти и за счёт перехода к формированию и исполнению бюджета на основе государственных программ. Мы об этом с вами говорим давно, уже не один год. Мы откладывали данное решение из-за отсутствия долгосрочных ориентиров финансирования этих программ. Я прошу заложить их в бюджетную стратегию России на период до 2030 года. Напомню, что работа над этими документами должна быть завершена до конца текущего года.

Также до конца текущего года следует утвердить все ключевые госпрограммы, чтобы бюджетная трёхлетка на 2014-2016 годы была полностью свёрстана на программной основе. Я понимаю, уважаемые коллеги, что это непросто, но эту работу надо, в конце концов, завершить. При этом отдельные элементы программного подхода должны быть внедрены уже при подготовке бюджета на будущий год.

На что обращаю ваше внимание? Бюджетные инвестиции в первую очередь призваны способствовать формированию современной транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, повышению качества социальной сферы. При этом государственные вложения не должны подменять или вытеснять частные инвестиции. Напротив, государственный рубль должен служить катализатором для частной инициативы, способствовать росту деловой активности, усиливать конкурентные возможности отечественного бизнеса. Это имеет особое значение в условиях расширения интеграционных процессов на евразийском пространстве, а также вступления России во Всемирную торговую организацию. Нужно использовать преимущества открытия рынков для продвижения продукции отечественных производителей и при этом минимизировать возможные риски для нашего бизнеса, связанные со вступлением в ВТО. Мы с вами занимались этим давно, наши специалисты, эксперты 16 лет, почти 17, вели переговоры на этот счёт. Практически всё, что можно было, выражаясь простым языком, «отжать», всё сделано. Но, тем не менее, опасения, которые высказывают представители бизнеса и представители реального сектора экономики, оправданны, и над этим нужно думать.