https://www.funkybird.ru/policymaker

Антон Орех: Луку не пустили на Темзу

Александр Лукашенко не сможет посетить лондонскую олимпиаду. Президенту Белоруссии и, по совместительству, главе национального олимпийского комитета страны, не дали аккредитацию на игры.

***

Лукашенко не пускают на Олимпиаду. И вы знаете: странное ощущение, но при всей моей антипатии к этому противному дядьке, мне такое решение не понравилось. Я понимаю, что это хорошо вписывается в систему давления на Белоруссию, наиболее одиозным чиновникам которой запрещен въезд в страны Евросоюза. Но есть один нюанс. Точнее два.

Во-первых, банальная фраза про спорт – который вне политики. Радикальные правозащитники считают эту фразу пустой отговоркой и способом прикрыть отъявленных мерзавцев и грязную политику некоторых стран. Эти же люди всегда выступали за бойкоты Игр, за репрессии в отношении спортсменов стран-изгоев. Не хочу читать здесь длинную прочувствованную лекцию о том, как спорт сближает народы, что в далекие времена на время Олимпиад заключалось перемирие и так далее и тому подобное. Но по сути, действительно спорт – это единственная всеобщая публичная возможность встретиться в одном месте всем – и друзьям и противникам.

Страны, которые не имеют дипломатических отношений, тем не менее спокойно и честно соперничают во время тех же Олимпиад, стоят и обнимаются на пьедестале, как было, например, во время прошлых Игр, когда Грузия и Россия воевали, а две спортсменки, выигравшие медали, к тому же на соревнования по стрельбе, стояли рядом и жали друг другу руки.

Спорт дает возможность увидеть, что твой враг, быть может, и не враг вовсе. И не случайно Олимпийская Хартия прямо запрещает использование спорта в политических целях и с целью давления на неугодные режимы. А второй нюанс состоит в том, что пускай Игры и проходят в Лондоне, но это не Игры Великобритании. Они не принадлежат ей, а являются собственностью МОК, то есть принадлежат всем странам сразу.

Лондон – лишь формальное место их проведения. Поэтому британцы нарушают важнейший олимпийский принцип. Это сродни тому, как на Генеральной Ассамблее ООН могли и могут оказаться хоть Каддафи, хоть Саддам Хуссейн, хоть Фидель Кастро, хоть Башар Асад, хоть тот же Лукашенко. Потому что Нью-Йорк – лишь формальное местопребывание ООН. В Америку всех этих патентованных злодеев запросто могут не пустить, а в ООН – приезжайте сколько угодно. Но ООН или Олимпиада – не более чем кратковременные исключения.

В остальном я — за санкции, за давление и нажим. Но хотелось бы, чтобы они были хоть сколь-нибудь эффективными, а не ограничивались такими вот трюками, мол, мы вам визу не дадим, а почему – не скажем. И накося выкуси!