https://www.funkybird.ru/policymaker

Конституция Крыма: вперед к федерализму?

Власти Крыма вновь намерены пересмотреть свою Конституцию, существенно расширив политические и экономические полномочия АРК. Соответствующие предложения обсуждает рабочая группа, созданная председателем Совета министров Крыма Анатолием Могилевым.

Так как вопросы конституционно-правового статуса Крыма в составе унитарного государства требуют крайне взвешенного и продуманного подхода, в рабочую группу вошли ученые-правоведы, члены Национальной академии правовых наук Украины, эксперты, крымские депутаты. Об этом News24UA сообщили в Главном управлении информационной политики крымского Совмина.

У рабочей группы есть два месяца на выработку предложений для Конституционной ассамблеи (созданной при президенте Украины Викторе Януковиче), которая занимается подготовкой законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины.

Чем же вызвана необходимость пересмотра основного закона полуострова? Чтобы ответить на этот вопрос, без краткого экскурса в историю не обойтись.

20 января 1991 года на территории Крымской области и в Севастополе впервые в СССР состоялся референдум, на котором большинство крымчан высказались за восстановление автономной республики, существовавшей на полуострове до 1945 года. В январе 1992-го был опубликован проект Конституции Крыма, по которому полуостров фактически объявлялся автономным государством в составе Украины. Понятно, что Верховная Рада торпедировала данные намерения.

Вспомним тогдашнюю обстановку на постсоветском пространстве. Между Украиной и Россией возникли серьезные противоречия по поводу статуса Черноморского флота. Президенты Ельцин и Кравчук практически одновременно издали указы о подчинении себе ЧФ. Обстановка накалилась, и офицеры-черноморцы даже собирались, в случае попытки ввести в Крым войска, перекрыть перешеек. Заговорили о роспуске крымского Верховного Совета.

И вот 6 мая 1992-го принимается Основной закон Крыма, который вводит пост президента, собственного гражданства и договорные отношения с Украиной. Однако после встречи Ельцина и Кравчука командование Черноморским флотом стало совместным, и Крым, лишившись поддержки Москвы, пошел на попятную.

Уже в сентябре в Конституцию АРК были внесены изменения, главное из которых то, что «Крым входит в состав Украины». Правда, в 1994-м первый и последний президент Крыма Юрий Мешков своим указом восстановил действие Конституции от 6 мая 1992-го.

Киев, разумеется, жестко отреагировал. И весной 1995-го Верховная Рада и президент Украины окончательно похоронили все сепаратистские устремления крымчан. А после принятия 28 июня 1996-го Конституции Украины, а в феврале 1998 Закона «О Верховной Раде Автономной Республики Крым», выяснилось, что 131 статья из 136 Основного закона полуострова оказались противоречащими законодательству Украины.

Наконец, к осени проект новой Конституции АРК был готов, и 21 октября 82 крымских парламентария из 85 присутствующих в зале, проголосовали за принятие третьей Конституции Крыма, которая действует и поныне.

Так в чем причина нынешней законодательной активности крымских властей? Вот как это пояснил News24UA председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев: «Президент Украины определил Крым территорией приоритетного развития. Крым обладает мощным потенциалом. Я убежден, что оставаться дотационным регионом и просить помощи у Киева просто недопустимо».

Для реализации имеющегося на полуострове потенциала, подчеркнул глава Совмина, нужны не декларативные, а реальные полномочия.

«Ключевая задача — достичь экономической самостоятельности. Украина достойна быть высокоразвитым, благополучным государством, и от того, как мы будем работать на местах, зависит ситуация в Украине. Сильные регионы — сильная страна!» — отметил Анатолий Могилев.

Получается, речь идет о федерации? Однако Могилев считает такую постановку вопроса некорректной. Вот что он пояснил News24UA:
«Речь идет, прежде всего, о наполнении Конституции Автономной Республики Крым реальными, а не декларативными полномочиями. Конституция Крыма образца 1998-го отвечает демократическим стандартам и позитивно оценивается правоведами и экспертами. Однако жизнь не стоит на месте, и время диктует новые требования. Некоторые нормы, прописанные в Конституции, утратили актуальность, некоторые положения нуждаются в дополнении и обновлении. Задача — сделать систему управления более логичной и понятной».

В чем же тогда истинная причина крымской инициативы? Не витает ли над полуостровом пресловутый призрак сепаратизма? Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский так не считает. В комментарии News24UA он отметил, что «причина исключительно в том, что любому руководителю региона не хватает полномочий. Тем более, что Крым — специфическая часть украинской территории».

При этом он подчеркнул, что претворение в жизнь подобной инициативы считает маловероятным. Прежде всего потому, что для этого необходимо внести изменения в Конституцию Украины.

«Работающая нынче Конституционная Ассамблея может выработать какие-то предложения по усилению позиций руководства всех административных субъектов государства, то есть сделать как бы полшага в сторону федерализации. Уверенности в этом у меня нет, но поскольку эти вопросы весьма интересуют региональные элиты, то в процессе приближения президентских выборов и соответствующего ослабления центральной власти, что-то может и случиться», — отметил эксперт.

Что же будет, если по некоторым пунктам крымские инициативы не найдут понимания в Конституционной ассамблее? Анатолий Могилев полон оптимизма по этому поводу.

«Я уверен, что при конструктивном подходе и тесном взаимодействии с Конституционной Ассамблеей будет выработано продуманное решение относительно полномочий республики на благо Крыма и государства в целом. Мое глубокое убеждение, что региональная самостоятельность должна проявляться в социальной, экономической и политической стабильности, в самодостаточности каждого отдельно взятого региона в государстве», — отметил крымский премьер.

Как бы грамотно и обтекаемо не обосновывалась необходимость пересмотра конституции автономной республики, в первую очередь, экономическими аспектами, ушки политической подоплеки все же проглядываются. Увлеченность национал-патриотов судьбой своего лидера, затухающие страсти по языковой проблеме, а также отпускная пора, не позволили им по достоинству оценить крымскую инициативу.

В отличие от 1995 нынче в стране совсем другая обстановка. Постоянные взаимные нападки русофилов и русофобов, сторонников и противников опального премьера, все большее число граждан Украины заставляют задуматься о будущем страны. Вероятно именно поэтому, властям АРК федерализация Украины представляется одним из наиболее оптимальных вариантов сохранения украинского государства.

Но то, что для одних политиков видится рецептом спасения страны, для других представляется сепаратизмом и «изменой Родине».