https://www.funkybird.ru/policymaker

Почему торговля между США и Россией «застряла» в холодной войне

Россия присоединится к Всемирной торговой организации в следующем месяце, сделка длиной в 18 лет подходит к финалу. Это хорошая новость для американских компаний.

Они получат гарантированное снижение тарифов. Россия также должна будет соблюдать международные соглашения, касающиеся интеллектуальной собственности, и если будут споры, то США смогут обратиться в ВТО с запросом об арбитраже.

Есть только одна маленькая проблема в этих радужных перспективах — Конгресс. ВТО требует от своих членов предоставлять друг другу так называемые «постоянные нормальные торговые отношения». Но в США запрещено это делать в отношении России с 1974 года. Поправка «Джексона-Вэника» — была принята для ограничения торговли с Советским Союзом в качестве наказания за преследование евреев, которые хотели эмигрировать. Теперь законодатели обеспокоены, наблюдая за пробуксовкой отмены данной поправки, особенно посреди предвыборной кампании. Они «просто не понимают смысла и широты возможностей рынка», говорит Рэнди Левинас (Randi Levinas), исполнительный директор «The Coalition for U.S.-Russia Trade» (лобби в Вашингтоне во главе с 22 компаниями из США, включая PepsiCo ( PEP ) , General Electric ( GE ) , Caterpillar ( CAT ) , Boeing ( BA ) и Procter & Gamble ( PG ).

«Они думают о России как о коммунистической стране». США уже торгует с Россией, девятой по величине экономикой в мире, по списку исключений в рамках поправки Джексона-Вэника, который формирует ежегодно каждый президент, начиная с 1992 года. Сейчас поток товаров является крошечным: в 2011 году США экспортировали в Россию товаров на $ 8,3 млрд — всего 0,6 процента от общего объема экспорта, по данным министерства торговли.

Администрация Барака Обамы, которая хочет удвоить экспорт США к концу 2014 года, лоббирует в Конгрессе отмену поправки «Джексона-Вэника», как и бизнес-сообщество. Кристофер Венк (Christopher Wenk), лоббист международный торговли с Торговой палатой США (the U.S. Chamber of Commerce), говорит, что он и другие группы провели по этому вопросу более чем 250 встреч с законодателями и их помощники в этом году. Демократы из Сената хотят связать отмену законопроекта с мерой, которая требует, чтобы США опубликовали список людей, связанных с нарушениями прав человека в России, лишили их виз и заморозили их финансовые активы в США. Данный законопроект назван по имени Сергея Магницкого, адвоката лондонской «Hermitage Capital», который предал огласке сведения о коррупции в правительстве России и умер в московской тюрьме в 2009 году, предположительно после того, как охранники избили его.

Республиканцы пытаются говорить в один голос по стране, которую Митт Ромни назвал «американским геополитическим противником номер один». В Сенате республиканцы Джон Маккейн (John McCain) от Аризоны и Роджер Викер (Roger Wicker) от Миссисипи находятся на стороне демократов, пообещав не поддерживать постоянную поддержку торговых связей, если законопроект Магнитского не пройдет. Республиканская фракция нижней палаты, включая председателя Бюджетного комитета Дэйва Кэмпа говорит, что они предпочитают аргумент администрации Обамы, в части того, что поправку «Джексона-Вэника» следует отменить без каких-либо условий, но ни один законодатель не выступил с такой инициативой в парламенте. Вместе с этим больше чем 70 республиканцев-новичков, во главе с представителем Миссури Билли Лонгом, передают ее (прим пер. — поправку) обратно президенту Обаме, лоббируя ее отмену без закона о правах человека. «Я не могу продать демократов», говорит Лонг.

«Президент может». Для законодателей, уезжающими из Вашингтона в августе на пятинедельные каникулы, отмена поправки Джексона-Вэника должна быть одним из «высших приоритетов Конгресса» говорит Венк, или американские компании рискуют упустить контракты с Россией. Венк говорит: «Вы начинаете видеть, как мы пропускаем сделки».