https://www.funkybird.ru/policymaker

Злоба дня: обещанных пенсий три года ждут

Дмитрий Медведев произвел сенсацию. Прямо на рабочем месте — на последнем правительственном совещании по финансированию предвыборных социальных обещаний Владимира Путина. Премьер взял на себя обязательство, которого, строго говоря, от него президент, во всяком случае, публично, и не требовал — повысить «с 2015 года средний размер трудовых пенсий не менее чем на 45%».

Безусловно, российские пенсионеры деньгами не избалованы. На 1 июля этого года средний размер трудовой пенсии составил всего лишь 9 817 рублей. Тут не зажируешь. Хотя, согласно официальным данным, это почти в полтора раза выше прожиточного уровня пенсионера. В общем, пенсии надо увеличивать и увеличивать. Но вот вопрос: за счет чего?

Лишних денег в Пенсионном фонде нет и не предвидится. Трансферты из федеральной казны и Фонда национального благосостояния в 2013 году достигнут примерно одной трети бюджета ПФР. Это лишний раз подтверждает, что нынешняя пенсионная система исчерпала свои возможности, а в дальнейшем, когда трудоспособного населения станет в два раза меньше, чем пенсионеров, она просто рухнет. Нужна срочная реформа. Это понимают все. К 1 октября Минтруда обещает представить в правительство свой вариант. Там много интересных предложений. Но пока нет ответа на главный вопрос — где взять средства?

В Минтруда полагают, что это вопрос Минфина. Приехали. Денег нет даже на то, чтобы оплатить нынешние пенсии, а премьер прилюдно обещает их повысить за два года аж почти в полтора раза. А согласно старой поговорке: «Премьер сказал, премьер сделал!».

Кстати, напомним, что точно такую же операцию премьер Путин провел при президенте Медведеве. В 2009-2010 годах пенсии действительно проиндексировали сразу на 45%. Но за это пришлось заплатить резким ростом страховых платежей с фондов заработных плат: в 2011-м они были увеличены с 26% до 34%.

И это оказалось непосильным бременем для бизнеса, который, собственно, и содержит ПФР. Предприниматели, особенно средние, побежали в «тень». Капиталы всех остальных — за границу. В результате сборы в ПФР на самом деле не увеличились, а зарплаты стали топтаться на месте. Получилось, что за деда заплатил внук. Пришлось в этом году платежи понизить до 30%.

Кроме того, правительство обещало в прошлом году ограничить рост пенсий ежегодными (в два приема в феврале и апреле) индексациями пенсий в разумных пределах. Например, в 2013-м — 8,7%, в 2014-м — 9%. За два года получается 16%. Или по деньгам: 1 января 2015 года средний размер трудовой пенсии должен составить порядка 11 630 рублей. Но не более же 14 тыс., как только что пообещал премьер!

Интересно, что «пенсионное» заявление Медведева оказалось полной неожиданностью и для экспертного сообщества, которое чуть ли не полностью включено в «большое правительство», а также в Экономический совет при президенте, и для чиновников. Никто из опрошенных «МК» специалистов в этой сфере не мог сказать, откуда премьер взял такие цифры и как их собирается покрывать. Забавно, но свое обещание Медведев произнес на совещании по фактическому урезанию «лишних» соцрасходов. Видимо, у учителей с медиками отберут, а пенсионерам добавят. Вот такой стабильный социальный мир получится.

Константин Смирнов

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Евсей ГУРВИЧ, руководитель Экономической экспертной группы:

— Я не могу сказать, откуда взялось это предложение. Может быть, Минтруда представило какие-то предложения. Для того чтобы это предложение оценить, нужно понимать, за счет чего предлагается повышать пенсии. На мой взгляд, невозможно обсуждать пенсии только до 2015 года, необходимо рассматривать пенсионную политику в более длительном горизонте, не менее 50 лет. Известно, что в Греции пенсионная система самая щедрая в Европе, но в то же время она не имеет финансовой основы, что и проявилось в кризисе. Поэтому повышение пенсии, которая не имеет долгосрочной финансовой опоры, скорее опасная мера. Я не говорю, что у нас сейчас такая ситуация, я говорю, что эта мера может быть хорошей или плохой, если рассматривать, за счет чего ее собираются оплачивать. Пока что серьезно обсуждалось только сокращение накопительного компонента. Остальные предложения Минтруда находятся на начальной стадии переговоров, и, мне кажется, еще рано говорить о результатах принятия остальных мер.

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики Высшей школы экономики:

— Я не видел точной формулировки — о всех ли пенсиях идет речь. Если в целом все пенсии повысят на 45%, то они должны возрасти до 13 500 рублей, а это очень серьезные вещи. И неизвестно, откуда они собираются брать деньги. Мне очень не нравится нынешняя ситуация, то, что власть занимается волюнтаристскими решениями. Они носят лозунговый характер. Я не против, чтобы пенсионеры жили хорошо. Но если мы повышаем здесь, то откуда-то же мы должны брать деньги. Если это из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, то этот опыт уже был в 2009 году, тогда пенсии были серьезно проиндексированы, а зарплаты упали. Если так будет сделано, то это нейтральное решение, но фонды значительно похудеют. Но, как мне кажется, это решение хорошо как минимум тем, что следующие выборы достаточно далеко, а власть играет на стороне пенсионеров. Или это просто Дмитрий Анатольевич подает сигнал, что новый кризис на носу, а пенсионеров мы не бросаем. Но если нет в загашнике ничего, то интересно, откуда это все берется.