https://www.funkybird.ru/policymaker

Египет на пороге выбора между шариатом и демократией

В Египте проведут референдум о передаче законодательной власти президенту

Египетский президент может получить в свои руки законодательную власть. Высший совет вооруженных сил (ВСВС) Египта не высказал возражений против проведения в стране всенародного референдума по вопросу о передаче законодательных функций новому президенту Мухаммеду Мурси. Об этом в субботу пишут египетские СМИ со ссылкой на источники в ВСВС.

Как сообщает РИА «Новости», провести референдум о передаче Мурси законодательной власти Высший совет согласился лишь при соблюдении ряда условий. Прежде всего, «если египетский народ выразит желание провести голосование по данному вопросу», и если на референдуме египтяне проголосуют за сохранение законодательной власти в руках ВСВС, президент откажется от издания в одностороннем порядке указов, «которые вызывают замешательство и путаницу среди египтян».

Последнее требование не беспочвенно. Так, например, после утверждения на посту главы государства, Мухаммед Мурси неожиданно для всех издал указ о возобновлении работы Народного собрания, распущенного в 17 июня решением Военного совета.

Напомним, что парламент был распущен решением главы Военного совета маршала Хусейна Тантави после того, как Высший конституционный суд признал закон о выборах «не соответствующим конституционным принципам», а весь состав парламента был объявлен нелегитмным.

Решение о роспуске Народного собрания сыграло на руку Военному совету, который объявил о возложении на себя законодательных функций вплоть до выборов нового парламента. Однако указ Мурси спутал военным все карты.

При этом президентская администрация парировала все обвинения в нарушении решения Конституционного суда, заявляя, что в полномочия суда входит лишь оценка соответствия тех или иных нормативных актов конституции государства.

Впрочем, никакие отговорки и объяснения Мурси не помогли, и несколько дней спустя Конституционный суд отменил указ Мурси о возобновлении деятельности парламента.

Вся эта борьба приобретает совершенно иной оттенок в свете того, что парламент фактически контролировался исламистскими силами, в частности, политическим крылом движения «Братья-мусульмане» Партией свободы и справедливости. Именно эта партия выдвинула кандидатуру Мухаммеда Мурси на президентских выборах, где он с небольшим перевесом победил бывшего премьера страны Ахмеда Шафика.

Нестабильная политическая ситуация в стране могла накалиться еще больше, если бы Военный совет выразил протест против проведения референдума. В этом случае вряд ли удалось бы избежать новых столкновений на улицах египетских городов. Однако этого не произошло.

Как заявил советник президента по законодательству и конституционному праву Мухаммед Фуад Гадалла, сейчас Мурси пытается найти выход из образовавшегося «законодательного вакуума». Глава государства видит два варианта приведения законодательной системы страны в порядок: «либо законодательная власть в стране будет принадлежать парламенту, либо она должна быть передана президенту».

При этом особо подчеркивается, что оставлять законодательную власть под контролем Высшего совета вооруженных сил Египта ни в коем случае нельзя.

Как отреагирует на это заявление Верховный совет, пока неясно. Впрочем, своего военные явно не упустят. Чего только стоит тот факт, что буквально перед инаугурацией президента ВСВС дополнительно расширил свои полномочия за счет прерогатив президента и других выборных должностных лиц. Конституционная декларация военных лишила президента права командовать вооруженными силами, а также дала главнокомандующим законодательные полномочия и право наложить вето на новую конституцию страны, текст которой еще даже не написан. Очевидно, что военные решили выждать до проведения референдума, и уже после объявления его итогов можно ожидать тех или иных действий с их стороны.

Туманным остается будущее Египта в том случае, если президент действительно получит в свои руки законодательную власть в стране. Еще во время предвыборной гонки Мурси неоднократно заявлял о своем желании развивать страну в демократическом русле, защищать права женщин, этнических и религиозных меньшинств. Выступая на площади Тахрир перед принятием присяги, Мурси также пообещал, что Египет останется светским и демократическим государством.

Однако принадлежность египетского президента к исламистской партии, к тому же являющейся политическим крылом радикальных «Братьев-мусульман», продолжает вызывать опасения. Ведь получив право издавать законы, Мурси сосредоточит в своих руках сразу две важнейшие ветви власти — исполнительную и законодательную. И тогда решения третьей — судебной ветви власти, вряд ли его остановят.

Таким образом мир либо получит исламистского Мухаммед-пашу с неограниченными возможностями в пределах Египта, и тогда в стране наверняка будут действовать законы шариата, либо увидит прогрессивного политика, который смог устоять перед соблазном в пользу демократического пути развития страны. Референдум покажет.