https://www.funkybird.ru/policymaker

Восточный базар по поводу российских военных объектов

При всем глубоком уважении к лидерам Среднеазиатских республик, которые (республики) некогда входили в состав одного большого государства по имени Советский Союз, в последнее время складывается впечатления, что тройка Рахмон-Каримов-Атамбаев заходит слишком далеко в эксплуатации своих «братских» отношений с Российской Федерации. На сайте «Военное обозрение» буквально каждый день стали появляться материалы, которые касаются то демарша Узбекистана с его выходом из ОДКБ, но подозрительно устойчивым желанием остаться за российским щитом ПВО, то финансовой неудовлетворенности таджикского президента, который неожиданно решил, что дружба с Россией должна быть подкреплена еще и бо-о-ольшим таким рублём.

Ситуация все больше напоминает классический шантаж, который нацелен на извлечение максимальной прибыли на желании России отстоять свои позиции в Средней Азии.

На днях появились очередные новости, которые повествуют о том, что таджикские власти решили подвергнуть перерасчету уровень выплат за нахождение российских военнослужащих на территории Таджикистана. Господин Рахмон, видимо, достав свой именной калькулятор, провел собственные расчеты и пришел к выводу, что Москва должна ежегодно передавать в государственную таджикскую казну, ну или лично господину Рахмону, что в случае с Таджикистаном примерно одно и тоже, ни много ни мало, 250 миллионов долларов за пребывание в стране российской 201-й военной базы. И господина Рахмона явно не смущает, что наличие этой российской базы является, по сути, гарантией его личной безопасности в этой азиатской стране, как и безопасности всей страны в целом. Но разве может вспоминать среднестатистический среднеазиатский президент о безопасности какой-то страны, если на кону четверть миллиарда, да еще и в американской валюте. Очевидно, что в такой ситуации сразу же забываются все проблемы с афганским наркотрафиком, возможностью оранжевых революций в отдельно взятом государстве, террористической активности и прочих демократических благах современности. Забывается до тех пор, пока одна жареная птица не клюнет кого-либо из лидеров когда-надо-братских республик в их мягкие места.
Безусловно, Эмомали Рахмон со своим многократным повышением стоимости пребывания российских военнослужащих на территории Таджикистана решил просто вволю поэксплуатировать Москву в связи с заключенным не так давно договором о том, что 201-я база останется на Памире еще почти на полвека. В этом случае непонятно только одно: почему всего четверть миллиарда долларов в год? Почему не четверть триллиона? Ведь эта сумма точно бы решила все личные финансовые проблемы Эмомали Шариповича…

Однако таджикский президент далеко не единственный в своем роде. По тому же пути решили пойти и в Киргизии, президент которой, как мы хорошо знаем, давно отличается умением торговаться буквально на ровном месте. Правда, в сравнении с запросами господина Рахмона Алмазбек Атамбаев до сей поры был значительно скромнее. Но видимо, какая-то среднеазиатская финансовая бацилла поразила и киргизского лидера, который посредством красноречия министра обороны республики Таалайбека Омуралиева затребовал от России повышения арендной платы за те объекты, которые РФ эксплуатирует в Кыргызстане. К там объектам относятся:

радиосейсмолаборатория в Майлы-Суу;
испытательная база в городе Караколе;
центр связи в городе Кара-Балта.

При этом мотивировка повышения арендной платы, озвученная Омуралиевым, выглядела следующим образом: мол, цены в мире растут, инфляция, финансовая неустроенность и все в этом роде. В то же время глава военного ведомства Киргизии сказал, что Бишкек не будет повышать арендной платы за базу в Канте, так как она (база) целиком и полностью удовлетворяет принципам ОДКБ и является неотъемлемой частью этой организации. Насколько высоко собирается задрать цены аренды трех объектов Россией господин Атамбаев, пока остается неясным. Российские военные чиновники уже начали считать, шарить по карманам… Но…

Уже буквально через день восточная логика проявила себя так, что стало совершенно непонятно, чего же Бишкек от Москвы вообще хочет.

Так вот через день после объявления Омуралиева о том, что Москве придется раскошеливаться, появилась информация уже от Сапарбека Исакова, который является завотделом внешнеполитических связей при президенте Кыргызстана. Исаков совершенно неожиданно заявил, что Бишкек в принципе и не настаивает на том, чтобы Москва платила больше…

Ну что тут скажешь… Складывается впечатление, что в киргизской столице работают люди, которые еще сами не определились с политическим и экономическим векторами, направленными в сторону России. Вроде бы и денег российских хочется, да побольше, и в то же время, киргизские чиновники понимают, что ультиматумы в отношении Москвы сегодня могут принести не самые хорошие плоды. Тем более что однажды господин Атамбаев уже критиковал российские власти за то, что те якобы вовсе не оплатили аренду размещения российских военных объектов в Киргизии. Тогда дело дошло до скандала, продемонстрировавшего, что Алмазбек Шаршенович просто плохо-плохо свел финансовые балансы в своем государстве.

Теперь вот решили пойти другим путем: сам господин Атамбаев пока молчит, зато высказывают совершенно противоположные мысли киргизские чиновники рангом пониже – если что, то будет, как говорится, на кого ссылаться…

Так чего же ждут от России среднеазиатские президенты, которые превращают межгосударственный отношения в классический восточный базар? Очевидно, что ждут они прямой финансовой конкуренции между Москвой и Вашингтоном за право называть Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан территорией своих интересов. И как только восточные лидеры «нащупают», что такое противостояние начинает приобретать реальные очертания (а судя по не столь давним высказываниям американского посла в России Макфола, финансовое противостояние между Россией и США в Средней Азии, уже давно существует), так периодически и будет включаться «таксометр» от Душанбе, Бишкека или Ташкента в адрес то Вашингтона, то Москвы. И тут уже надо будет ожидать, у кого же терпение лопнет раньше. Пойдут ли в ход призывы к массовой демократизации Востока (от Соединенных Штатов), или же сработает российский ударный вариант с господином Онищенко.