https://www.funkybird.ru/policymaker

Транзит грузов НАТО: доходы в казну или мимо?

При всех разговорах о зажатости российских СМИ и малой свободой действий по сравнению с целым рядом зарубежных информационных ресурсов, следует отметить, что Россия все же успела перешагнуть барьер, которой называется политико-информационной подростковостью. Такой шаг может характеризоваться многими фактами, один из которых хотелось бы выделить особо.

Это пресловутая транспортировка натовских грузов через Ульяновск из Афганистана, которая вызывала, вызывает и, очевидно, продолжит вызывать целую уйму острых вопросов. К самому факту того, что российские власти дали добро НАТО на транспортировку своих грузов через территорию России, можно относиться по-разному. Но есть в этой информации, по крайней мере, один неоспоримый плюс. Он заключается в том, что такого рода информация дошла до российского гражданина, и мы – российские граждане – имеем возможность ульяновский узел обсуждать…

Читатель может сказать: а в чем же, собственно, заключается позитив появления подобного рода информации в российских СМИ – мол, разве проживание в демократической стране не подразумевает появлению любых сведений о жизни этой страны в свободном доступе? Безусловно, подразумевает, как подразумевает в этом случае и наличие оппозиции, и критика властей, и отстаивание собственной точки зрения на те или иные события. Но только вот вся проблема в том, что тот же Запад никогда не упустит возможности заявить: мол, российская власть держится исключительно на авторитаризме, замалчивании реальной обстановки в стране, нежелании идти на контакт с независимыми СМИ.

На сей раз, вроде бы, все в наличии: и контакт, и освещение, и многопрофильность точек зрения. Закон о транспортировке натовских грузов по территории России был принят, он получил широкую огласку посредством целой серии публикаций в прессе, народ в свою очередь получил возможность свободного обсуждения решению властей. В общем, свободный доступ к информации нам с вами предоставили, даже опубликовали данные о том, кто будет «помогать» НАТО переправлять грузы через российскую территорию (это компания «Волга-Днепр»), и какую пошлину будут обязаны выплачивать финансисты Североатлантического альянса за транспортировку этих грузов (около $1800 за контейнер, в год выходит около 650 млн. долларов), но вот что-то нас все равно задевает за живое. Не каждый может сказать, что именно, но чувствуем, что задевает… И задевает вовсе не то, что принято называть укрывательством фактов, нежеланием властей идти на контакт, а то, что обычно в нашей стране во все времена превращалось в краеугольный камень. И этот краеугольный камень есть ни что иное как вопрос: а кто же в итоге получит те самые «натовские» деньги, которые нам во всех красках обещают люди, ответственные за грузовой транзит?

Может быть, этого вопроса и не возникло бы, если бы в сводках было сказано, что груз переправляется силами Министерства обороны, РАО «РЖД», а доходы от этого транзита пошли бы на модернизацию армии, флота и железных дорог. Тогда, как говорится, оставалось бы только порадоваться за флот, армию и железные дороги. Но свобода слова донесла до нас весть о том, что делами транзитными будет заниматься частная компания «Волга-Днепр», которая, оказывается, уже несколько лет имеет все права на транспортировку натовского скарба через российскую территорию. Получается, что весь вопрос снова упирается в деньги, которые страна (то есть мы с вами) если и получит, то максимум в виде уплаченных налогов от услуг частных перевозчиков.

Тогда совсем уж удивительное дело получается: есть постановление российского Правительства о том, чтобы разрешить транспортировку натовских грузов через российскую территории, есть, скажем так, политическая воля, но почему-то эта политическая воля сопрягается с частными компаниями, которые вряд ли намерены направлять свои доходы на общероссийские блага (оно им, как говорится, надо…). Да и по большому счету при всей обсуждаемости такого явления как натовский транзит грузов через территорию России остается неясным, на каком основании было решено заниматься столь щекотливым вопросом компании «Волга-Днепр». Нет – никто не собирается вставлять палки в колеса развитию частного бизнеса в России, но как-то уж слишком близко российские власти позволили подойти частной компании к столь противоречивому вопросу, как обслуживание иностранного военного блока.

В этой связи напрашивается такой, ни к чему ни обязывающий, вывод: официальная Москва желает показать, что она в данный момент находится несколько в стороне от того, что же на самом деле будет транспортироваться через Ульяновск. И тогда эта позиция похожа на вариант «моя хата с краю»: если будет допущен какой-то прокол, то можно будет всю вину быстро переложить на этот самый «Волга-Днепр». Или все-таки «Волга-Днепр» поделится более чем 13-ю заработанными процентами и будет защищать интересы не только своих руководителей, но и России в целом (простите за излишний пафос).

Выходит, что россиянам разъяснили, что никакой военной базы НАТО в Ульяновске не будет, и что натовских шпионских радаров, целенаправленно разбросанных по территории России при транспортировке, бояться нам с вами не следует, но забыли разъяснить, а в чей же именно бюджет пойдут те самые натовские миллионы, предоставленные на блюдечке с голубой каемочкой Андерсом Фог Расмуссеном. Очень хотелось бы рассчитывать на то, что вся эта затея с транзитом – не очередная коррупционная схема, в которой могут прорисоваться и высокопоставленные фигуранты, к примеру, из Минобороны, а есть четко продуманная и спланированная операция, доходы от которой пойдут действительно на общественное благо, пусть даже на благо отдельно взятого города Ульяновск.

В общем, до свободы слова мы дожили, осталось дотянуть до прозрачности идей тех чиновников, которые сидят в кабинетах с высокими потолками…