https://www.funkybird.ru/policymaker

Опасные связи: анализ американо-таджикских отношений

В то время как внимание всего мира было приковано к постоянной борьбе между сирийскими повстанцами и правительственными силами в сирийском городе Алеппо, правительство Таджикистана решило провести военную операцию против собственных повстанцев на юге страны.

Эта операция была начата в результате загадочного убийства: главы местного отделения Комитета национальной безопасности (преемника КГБ в Таджикистане), генерала Абдулло Назарова (56 лет), который был убит неизвестными вооруженными людьми. Все четверо его товарищей, в том числе три личных телохранителя, как сообщалось, были ранены, но выжили и даже отказались от госпитализации, заявив, что их жизнь находится вне опасности.

Убийство Назарова, в чьи обязанности входила борьба с организованной преступностью в самых нестабильных и бедных провинциях страны, было признано, как кровная месть за его сопротивления контрабанде Аембекова (местный лидер контрабанды наркотиков, драгоценных камней и табачных изделий). 24 июля, через три дня после того, Назаров был убит при пересечении региона в хорошо охраняемом транспортном средстве, на окраине Хорога, который является административным центром Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), район бомбили военные Таджикистана. Местные СМИ сообщили, что операция на земле была проведена не только за счет сил Комитете национальной безопасности и Министерства внутренних дел, но и силами нескольких отрядов из президентской охраны.

С первых часов после авиаударов по горным районам на юге Таджикистана, ряд экспертов как в стране и за рубежом, выразили серьезные сомнения относительно достоверности официальной версии событий. Таджикские чиновники, работающие в таких отдаленных районах, как правило, считаются относительно независимыми от центральной власти в Душанбе и часто обвиняются в коррупции и поддержке незаконного бизнеса. Местные жители, проживающие в Хороге говорили о непосредственном участии Абдулло Назарова в крупных транзитных операциях табака через границу. Он якобы обеспечивал защиту для большинства поставок табачных изделий ввозимых без обязательного таможенного оформления, и был убит в результате ссоры с его «деловыми партнерами».

Какими бы ни были истинные причины этого инцидента, ситуация в ГБАО Таджикистана всегда оставалась очень напряженной. В 2008 году народные протесты были вызваны широким возмущением по поводу неустанной охоты правительства на «раздражающих» лиц среди бывших повстанцев. Сегодня Таджикистан является беднейшей страной Центральной Азии, ее ВВП на душу населения едва превышает $ 800. Тем не менее, ситуация на юге страны на границе с Афганистаном остается особенно сложной. Многочисленные этнические группы, населяющие эти области считают себя безжалостно угнетаемыми таджики, в то время как социально-экономическое развитие сдерживается безответственными действиями от имени представителей центрального правительства.

Одно из объяснений решения Душанбе, чтобы начать военную операцию против местных преступных групп может быть желание президента Эмомали Рахмона устранить потенциальных противников из числа бывших мятежников, учитывая их высокую популярность в нищих городах и селах. В период с 1992 по 1997 год, Таджикистан многолетние военные действия, большинство повстанцев решили сложить оружие и сохранить полную свободу в обмен на свое согласие с гражданскими властями в Душанбе. Вместе с тем как внутриполитическая ситуация в Таджикистане ухудшается на фоне тяжелого экономического кризиса и ухудшения условий безопасности в соседнем Афганистане, те повстанцы, которые когда-то борются с нынешним президентом и его сторонниками быстро стали популярны среди южан в Таджикистане.

Ранее, в июне серьезную озабоченность по поводу ситуации с безопасностью в Таджикистане выразил главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал Владимир Чиркин. Выступая перед комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, он особо подчеркнул вероятность вооруженных конфликтов в Центральной Азии вызванными спорами в области энергии и водных границ. В этой связи следует отметить, что отношения Таджикистана с Узбекистаном традиционно сложны из-за нерешенных споров, связанных с прогнозируемым строительством нескольких плотин на территории Таджикистана. Первая, предложенная в 1959 году, когда обе страны еще входили в СССР, плотина Рогунской ГЭС, которая является самой крупной из всех когда-либо запланированных Душанбе, была заблокирована в течение десятилетий узбекскими властями, которые опасались потенциального воздействия этого сооружения на доступность ирригационного водоснабжения для огромных хлопковых полей Узбекистана. Энергетика также является спорной сферой в отношениях между двумя столицами: Ташкент уже прибегал к одностороннему прекращению поставок газа в соседний Таджикистан для того, чтобы убедить этот «братский народ» в необходимости пересмотреть свои амбициозные строительные проекты.

Интересно, что генерал Чиркин, чьи комментарии ранее навлекли на себя критику нескольких республик Центральной Азии, в настоящее время ведет переговоры о продлении аренды Россией военной базы в Таджикистане. Открытая в 2004 году 201-ая военная база РФ стал крупнейшей по количеству персонала среди всех баз на всем пространстве СНГ. В то время Россия обещала помочь властям Таджикистана в охране границы для обеспечения безопасности в непосредственной близости от Афганистана, освободив себя от любой платы за использование территории Таджикистана. Хотя первоначальное соглашение говорит о том, что срок аренды истекает в 2014 году, Россия пытается расширить свое присутствие в Центральной Азии посредствам обновления исторических условий двустороннего соглашения между Москвой и Душанбе. В свою очередь, Таджикистан недавно потребовал некоторых изменений в обязательствах России, надеясь, что она будет платить около $ 250 млн в год. Он также настаивает на сокращении следующего срока аренды с 49 лет до 10 лет, т.е. до 2024 года. Таким образом, комментарии г-н Чиркина должны быть истолкованы как предупреждение правительству Таджикистана о том, что выход России из Центральной Азии может оставить область без необходимых военных гарантий.

Тем не менее, роль Таджикистана в центрально-азиатской геополитике не ограничивается его отношениями с Кремлем. Так как ISAF уже планирует вывод своих войск из Афганистана (в 2012 году саммит НАТО в Чикаго решил, что более 130000 войск покинут Афганистан в конце декабря 2014 года), правительство США уже ищет нового партнерства в Центральной Азии. В то время как Кыргызстан сохранил свое решение закрыть Манас — Центр транзитных перевозок, который сейчас выступает в качестве основной материально-технической базы для войск коалиции в Афганистане, Узбекистане остается слишком ненадежными после того, как уже изгонял американских солдат со своей военной базы в 2005 году. Таким образом, с Туркменией остающейся нейтральной и Казахстаном участвующем в активном военном сотрудничестве с Россией, Таджикистан, кажется, единственным вероятным вариантом. В качестве доказательства зарождающейся переориентации Вашингтона в отношении Душанбе надо сказать, что Белый дом недавно представил в Конгресс запрос на удвоение военной помощи таджикским вооруженным силам (с $ 800000 до $ 1,500,000) на 2013 финансовый год. Делегация американских конгрессменов посетила Таджикистан в начале июля, также пообещал поднять вопрос о создании военной базы на таджикской земле после 2014 года, когда американские войска, безусловно, оставит Манас — Центр транзитных перевозок в Кыргызстане.

В то время как действия Таджикистана в южных провинциях уже привели к обвинениям в «геноциде» против местных памирских этнических групп и того, что это событие также интерпретируется как попытка президента Рахмона избавиться от политической оппозиции его правлению, роль страны в безопасности в Центральной Азии также должна быть выведена на первый план. Разгул коррупции, социальной напряженности, неблагоприятных экономических условий и нестабильных отношений с соседями, делает Таджикистан особенно проблематичным партнером, особенно в плане военного сотрудничества. Таджикистан ведет переговоры с Россией по поводу присутствия последней на своей территории, а нежелание Москвы удовлетворить некоторые из требований Душанбе может привести к снятию остающихся русских войск на границе с Афганистаном, что в дальнейшем поставит под угрозу безопасность страны. Между тем, несмотря на свои планы заниматься региональными делами, Вашингтон был бы не в состоянии справиться с проблемами безопасности самостоятельно без помощи России и Китая, чьи интересы в общей стабильности в Центральной Азии хорошо известны. Таким образом, действия Белого дома и Пентагона, опирающегося на отдельных центральноазиатских партнеров, могут оказаться опасной стратегией, рискующей повесить дополнительное финансовое бремя на уже кризисную экономику США.