https://www.funkybird.ru/policymaker

Русские «неграждане» нужнее Латвии, чем России?

Эксперты по-разному прогнозируют исход референдума по «негражданам» в Латвии, проблеме стукнуло 20 лет.

Порой в «цивилизованной Европе» до сих пор живут и здравствуют такие средневековые правовые нормы, что это кажется каким-то фарсом. Между тем за примером тут и ходить далеко не нужно. Час сорок полета из Шереметьево и — здравствуй, полное бесправие. Здравствуй, Латвия.

Ни капли злословия против этой красивой некогда советской республики, славящейся своими кружевами и керамикой. Но сегодня одной из достопримечательностей этой страны можно назвать наличие в ее границах тысяч и тысяч абсолютно бесправных «негров» — «неграждан» то есть. Как несложно догадаться, речь о «непоуехавших» большей частью русских гражданах, которые во времена СССР жили себе и жили здесь советскими людьми, да забот не знали — или почти не знали. Латвийские республики — Латвия, Литва, Эстония вообще были тремя infant terrible в семье советских народов. Вошли в состав Союза последними и вышли первыми. Как будто бы «натерпелись» и меньше остальных, а злобы в здешних элитах аккумулировалось столько, как будто речь шла о двухсотлетнем иге. Все хорошее забыли, все плохое умножили, в Евросоюз вступили, бывшую кормилицу РСФСР (а деньги в республики шли немалые) охаивают.

Ну да и ладно, кто-то скажет. Политика — не романтические прогулки под Луной. Мало ли с кем у России сегодня трения по односторонней ли или по обоюдной инициативе. Но вот так, чтобы бывших сограждан сделать в одночасье «негражданами», или, на сленге, «неграми», — это уже свидетельство какой-то явно не слишком здоровой мести. Они и не граждане Латвии, и не иностранцы — у них есть паспорта и даже дипломатическая защита за рубежом. В то же время нет базовых гражданских прав, прописанных в Конституции — латвийский Основной закон написан для граждан этой страны. А для «неграждан» существует закон «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» от 12 апреля 1995 года, который и прописывает их юридически обособленный статус.

По данным на середину 2011 года, в Латвии проживает 319 267 «неграждан», что составляет без малого 14,4% общего числа жителей. Абсолютное большинство — русские (65,8%), далее следуют белорусы (13,5%) и украинцы (9,6%). Держа в уме эти цифры, очень интересно порой бывает слушать извергающиеся из недр латвийского политического истеблишмента «морали» в адрес Москвы.

А что Москва? Как будто бы и нет такой проблемы для нашего МИДа и уж тем более «профессиональных правозащитников». Бесправие соотечественников в другой, пусть и близкой территориально стране — это же такая тухлая тема. «Попиариться» на ней еще худо-бедно можно (а порой и просто необходимо), но вот что-то делать конкретное — тут уж извините. И не сказать бы, что проблема нерешаема в принципе. Вряд ли Рига считает русских «неграждан» своими заложниками — она просто не желает с ними «возиться», ибо «много чести». Но нам-то что мешает?

Идеи с разных трибун звучали и звучат, но МИД все чаще прохладен к инициативам неравнодушной общественности. Так, разработанный четыре года тому назад проект «Карта Русского», который предложил со всеми аргументами фонд «Русские», в ведомстве Лаврова просто проигнорировали. Не дав, впрочем, никакой альтернативы.

Так много ли стоит и спрашивать тогда с латышей, раз нам самим судьба своих соотечественников, как оказалось, важна разве что как инструмент политического пиара?

В беседе с обозревателем KM.RU известный латышский публицист и телеведущий Юрий Соколовский дал пессимистический прогноз затеянному в Латвии прорусскому референдуму:

— Шансы, боюсь, невелики. В принципе уже были попытки путем референдума изменить Конституцию, утвердить русский язык в качестве второго государственного. Но проблема в том, что референдумы в данном случае — это, скорее, лишь инструмент для привлечения общественного внимания к той проблеме, которая когда-то, еще в начале 90-х годов, была создана и не решена до сих пор. И теперь настроение во власти такое: дескать, а давайте мы эту проблему вообще не будем замечать — много времени прошло уже, давайте просто делать вид, что все у нас в порядке. Но для тех людей, которые реально поражены в правах, для их родных и друзей, просто для тех, кто не согласен с такой несправедливостью, этот вопрос так просто не может быть закрыт.

Они видят, что латвийские власти и не собираются решать эту старую проблему, даже не пытаются. Между тем до сих пор в Латвии живет огромное количество людей, не имеющих права голоса. Получается такая «интересная» ситуация, что граждане Европейского союза, которые проживают в Латвии долгое время, порой и прожившие здесь всю жизнь, не имеют даже элементарного права избирать и быть избранными на местных выборах. Так что данный очередной референдум — это еще один крик отчаяния, чтобы привлечь внимание мировой общественности к вопросу «неграждан» и начать наконец серьезную дискуссию в самой Латвии. В принципе, референдум, как инструмент, наиболее сейчас действенен. Потому что обычные протестные акции тут не помогают.

Есть какие-то позитивные подвижки: к ним можно отнести тот же процесс «натурализации» (получение латвийского гражданства по результатам специального экзамена. — Прим. KM.RU), который часть желающих уже прошла. Но дело в том, что тот процесс никогда не решит проблему «неграждан» полностью, поскольку для очень немалого числа граждан такой путь закрыт. Пожилые люди в силу понятных причин уже никогда не сдадут эти экзамены, а значит так и будут обречены до конца жизни остаться при своем статусе. Есть люди, которые просто не могут пройти эту процедуру в силу правовых ограничений в связи с их былым участием в каких-то ныне запрещенных организациях. Они были легальными в то время, когда нынешние «отказники» в них участвовали, но современные власти этот нюанс уже не волнует. Достаточно и иных поводов отказать желающим в гражданстве.

И вот результат: если мы в середине «нулевых» еще могли наблюдать немалое число желающих пройти через процедуру натурализации, то сейчас этот поток практически иссяк. И международные эксперты признают, что с учетом нынешних темпов натурализации вопрос с «негражданами» решится в течение 20-30 лет и то в основном за счет демографического фактора — то есть ожидающие статуса граждан просто не доживут до этого «светлого дня», а кто-то просто мигрирует и возьмет гражданство другой страны. Таким образом, можно констатировать, что власти Латвии и не планируют решать этот вопрос.

В свою очередь, известный латышский политик, сопредседатель правления партии «За права человека в Латвии», депутат европарламента Татьяна Жданок высоко оценила шансы упразднения действующего дискриминационного закона через референдум:

— По сравнению с референдумом за изменение Конституции, в данном случае нам требуется взять меньшую высоту, поскольку речь идет об изменении закона, а не Конституции. В ней, кстати, сказано, что суверенная власть Латвии принадлежит ее гражданам, а вот кто такие граждане — этого Конституция не определяет. Но это, к сожалению, не определяет и Европейский союз, потому-то уже на протяжении двадцати лет этот наболевший вопрос никак не могут в Латвии решить.

Для того чтобы отменить действующий закон, достаточно, чтобы на референдум пришло не менее половины от числа тех, кто участвовал в предыдущих выборах. Активность на последних внеочередных выборах в парламент была не очень большая, и арифметика в общем-то складывается в нашу пользу. Можно уверенно прогнозировать, что по итогам референдума большинство выскажется за упразднение статуса «неграждан». Мы к тому же ожидаем и немалое количество сторонников среди латышей, потому что здесь много смешанных браков, и даже на первой стадии сбора подписей приходило много латышей — прежде всего тех, у кого супруги являются «негражданами».

Да и вообще многие коренные латвийцы просто понимают, что нынешняя ситуация с разделением людей на сорта несправедлива, что она и им ничего положительного не дала, а в то же время подчас близкие им люди объявляются на государственном уровне людьми второго сорта… Поэтому мы уверены в том, что шансы у нас хорошие, но именно поэтому правящая элита предприняла и предпринимает усилия, чтобы не дать этому референдуму состояться. Уже с 1 сентября вступают в силу поправки, согласно которым на первом этапе организации референдума необходимо собрать уже не десять, а пятьдесят тысяч подписей.

Естественно, если большинство голосов на референдуме будут отданы за изменение закона и сам референдум будет признан состоявшимся, о чем уже сейчас можно говорить с уверенностью, — конечно же, несправедливый закон утратит силу. Другое дело, что противодействие со стороны власти продолжается. Бывший министр юстиции и ныне председатель Сейма выдвинул очень смешной контраргумент, что, мол, паспорта негражданам нужно будет выдавать за счет бюджета, накладно получится. Но это уже все отговорки, юридически же ситуация, повторюсь, нам благоприятствует.