https://www.funkybird.ru/policymaker

Российско-британские отношения: реалии и перспективы

Традиционно взаимоотношения России и Британии оставляют желать лучшего. Градус напряженности, если не сказать конфликтности, неизменно высок, а сближающих факторов крайне мало. Поэтому визит на Туманный Альбион Владимира Путина, состоявшийся на минувшей неделе под аккомпанемент лондонской Олимпиады, привлёк большое внимание и дал почву для анализа. К слову, последний до этого визит на территорию Соединенного королевства Путин совершил в далёком уже 2005-м году. А затем была памятная история со смертью Литвиненко, а также «дело» Магнитского, что в итоге привело к заморозке всех политических контактов на высшем уровне.

Российский президент прибыл в Лондон с однодневным визитом, носившим официальный статус, однако повестка дня оказалась более чем насыщенной. Путин и его британский коллега Дэвид Кэмерон обсуждали проблемный сирийский вопрос, качество двусторонних связей, а также вместе лицезрели финальные соревнования по дзюдо (любимому виду спорта Владимира Путина). По сути, на российского дзюдоиста Тагира Хайбулаева в тот вечер была возложена не только спортивная, но и отчасти политическая миссия. Хайбулаев лицом в грязь не ударил и завоевал заветную золотую медаль, прямо на глазах у Путина.

Что же до борьбы политической, то ключевой темой двусторонних переговоров Путина и Кэмерона оказалась ситуация в Сирии. Официальный Лондон занимает точно такую же позицию, как и Вашингтон, оттого почва для компромиссов проглядывалась с трудом. Однако по итогам переговоров Дэвид Кэмерон выступил с более чем лояльным спичем, заявив, что, невзирая на разногласия, Лондон и Москва будут вместе содействовать урегулированию конфликта в Сирии, а главы внешнеполитических ведомств России и Великобритании продолжат взаимный диалог.

Путин в свою очередь подчеркнул, что в вопросах сирийской проблематики есть много моментов, которые обе стороны оценивают практически одинаково. Российский лидер, однако, выразил сожаление, что спецпосланник ООН по Сирии Кофи Аннан уходит со своего поста. Бывший генсек ООН, снискавший славу эффективного миротворца и грамотного дипломата, выдерживал нейтралитет и не поддерживал предлагаемые жёсткие санкции против сирийской власти, ратуя за мирный путь урегулирования конфликта. Что же будет теперь, с приходом нового спецпосланника – большой вопрос. Если место Аннана займёт ангажированный Западом человек, ничего хорошего с точки зрения мирной перспективы это не сулит.

Невзирая на то, что позиции России и Великобритании сходятся далеко не всегда, обе стороны отмечают последовательное развитие отношений. Главным образом это касается торгово-экономической кооперации – даже в последние годы британский экспорт в Россию рос высокими темпами. В период турбулентности на финансовых рынках крупные экономики непременно должны вместе держать руку на пульсе. Вопросам экономики премьер-министры посвятили достаточно времени, и именно эта тема со временем может перекрыть все политические разногласия Москвы и Лондона.

К слову, только за прошлый год двусторонний товарооборот вырос почти на 40% и, как отметил Путин, потенциал развития торгово-экономических связей ещё очень внушителен. Одна из ключевых задач на ближайшие годы – увеличить взаимный товарооборот до 50%. Понятно, что Великобритания не является столь мощным экономическим партнёром России, как, например, Германия, однако расти есть куда.

К тому же вырисовываются новые направления российско-британского сотрудничества. В первую очередь – атомная энергетика и космическая отрасль. В частности, Россия предлагает разместить на территории Соединенного королевства объекты ГЛОНАСС, чтобы улучшить сигнал на европейском направлении. Британцы пока думают.

В ходе визита Владимира Путина обсуждалась также и спортивная тематика. Как известно, следующие Олимпийские игры – зимние – пройдут в Сочи, и России крайне важно учесть нынешний опыт Великобритании в организации и проведении крупнейших в мире спортивных соревнований. Британский премьер отметил, что стороны предметно обсудили особенности нынешней лондонской Олимпиады, и выразил надежду, что и у России всё получится на высшем уровне. Очевидно, что британский опыт можно качественно задействовать на сочинской Олимпиаде.

Кстати, после завершения лондонской Олимпиады российский Центробанк планирует выпустить именные монеты, где будут выгравированы имена наших призёров и чемпионов.

Последняя тема, о которой необходимо упомянуть в контексте российско-британских отношений, это возможная продажа нефтегазовым гигантом «British Petroleum» своей доли в холдинге ТНК-ВР. Далеко не факт, что данный вопрос был поднят на встрече Путина и Кэмерона, однако незадолго до визита российского президента на Туманный Альбион нефтегазовая корпорация ВР официально подтвердила начало переговоров с «Роснефтью» относительно продажи своей доли в российско-британской компании.

Эта сделка, если она состоится, позволит «British Petroleum» завершить долгожданный обмен акциями с «Роснефтью» и приступить к освоению богатейшего арктического шельфа. Собственно, об этом было объявлено ещё в начале 2011-го, однако соглашение, которое тогда окрестили чуть ли ни «сделкой века», с треском провалилось из-за судебного иска консорциума ААR, владеющего российской долей ТНК-BP. В итоге суд заблокировал масштабную сделку, и для того, чтобы она таки состоялась, британцам нужно было либо выкупить долю AAR в ТНК-BP (что сделать не удалось), либо распрощаться со своей.

Стоит отметить, что российско-британское предприятие ТНК-BP – это актив, который приносит «British Petroleum» не менее трети от суммарных объёмов нефтедобычи. Продавать свою долю британцы отказывались даже тогда, когда случилась беда в Мексиканском заливе и компании срочно нужны были огромные средства на возмещение ущерба.

Но похоже, что сейчас «British Petroleum» ничего не остаётся, кроме как продать свою долю в ТНК-BP, после чего состоится обмен акциями с «Роснефтью». И уже после этого британцы смогут начать работу на заветном арктическом шельфе, чрезвычайно богатом углеводородами, а также в Восточной Сибири. «Роснефть» в свою очередь обретёт долю в крупнейшей британской компании, получив доступ к многообещающим зарубежным проектам.