https://www.funkybird.ru/policymaker

Иранцев не пускают учиться на ядерщиков в МИФИ

Студентов из Ирана вот уже несколько лет как перестали принимать на учебу в Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), который готовит специалистов в сфере атомной энергетики. Об этом «Известиям» заявил посол Исламской Республики Иран Сайед Махмуд Реза Саджади. В Минобразования причину иранским дипломатам сообщать отказываются, добавляет он.

МИФИ: иранцы к нам не обращались

— К сожалению, МИФИ уже несколько лет не принимает студентов из Ирана, которые хотели бы обучаться в сфере атомной энергетики. По какой причине, нужно спросить в Министерстве образования. Нам никакого объяснения там не дают, — заявил «Известиям» посол.

В самом МИФИ слова господина Саджади вызвали недоумение. Там заявили, что в грядущем учебном году ожидают приезд студентов из нескольких стран — Турции, Вьетнама и Бангладеш, где в будущем «Росатом» начнет строительство атомных станций. Из Ирана же за то время, что университет принимает иностранных студентов, обращений никогда не поступало, рассказал «Известиям» проректор МИФИ Николай Дмитриев.

— Они к нам по платному обучению не обращались. Если же они идут по заказу «Росатома», по гослинии, то обучаются на бюджете. В этом случае они просят квоту у Минобразования, — пояснил он.

Разъяснить ситуацию в Минобразования «Известиям» не удалось — в ведомстве не смогли предоставить оперативный комментарий.

Нюансы информационной политики

Источник «Известий» в «Росатоме» рассказал, что исторически иранские студенты обучались на естественных факультетах многих российских вузов, а сейчас ядерщики из этой страны приезжают в структуры госкорпорации лишь на повышение квалификации, на платной основе.

— Отсутствие студентов Ирана в МИФИ, возможно, вызвано несколькими причинами, во-первых, отсутствием запроса со стороны Ирана в российское Минобразования, а во-вторых, присущей МИФИ специфики: ведь он готовит кадры для многих направлений работы атомной отрасли, в том числе специальных, — сказал собеседник.

Другой источник в атомной отрасли отметил, что нынешнее заявление посла Ирана в принципе соответствует информационной политике страны.

— Иран делает вбросы, на которые потом ждет реакции, — говорит эксперт. — Этого наелись уже с ними, когда (атомную станцию) «Бушер» запускали. Тогда они каждую неделю сообщали, что Бушер пущен и уже работает, а потом мы получали звонки от международных агентств.

В любом случае обучение на существующих в МИФИ специальностях, учитывая их специфику, согласуется с комиссией по экспортному контролю и всеми заинтересованными организациями, включая спецслужбы. Такая практика существует во всех европейских и американских университетах, отмечает Дмитриев.

Негласный запрет

По версии источника «Известий», близкого к спецслужбам, отсутствие студентов из Ирана может быть связано со скандалом с выявлением шпионов среди аспирантов в МАИ и МАТИ в начале 2000-х годов.

— После этого было дано негласное указание, что иранских граждан принимать только на гуманитарные специальности. Ни в МИФИ, ни в МФТИ, ни в МАИ их не пускают с тех пор, — утверждает собеседник.

Позиция России заключается в том, что Иран не должен обладать возможностью создания ядерного оружия. Этим объясняется поддержка Москвой резолюций СБ ООН в отношении иранской ядерной программы, поэтому такая версия имеет место на существование, соглашается старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.

— Понять российскую сторону можно, потому что подготовка специалистов в высокотехнологичных областях, связанных с авиацией, ракетостроением, ядерной физикой и химией, в целом естественных фундаментальных наук, может соприкасаться с ракетно-ядерной программой Ирана, — рассуждает Сажин. — А она до сих пор вызывает неоднозначное отношение в мировом сообществе.

Не так давно при помощи «Росатома» в Иране было закончено строительство АЭС «Бушер». Иран надеется продолжить сотрудничество при возведении еще 19 подобных реакторов, которые по решению парламента должны быть готовы в течение двух десятилетий