https://www.funkybird.ru/policymaker

Алексей Навальный: реакция общества

Эксперты и общественные деятели называют преследование оппозиционного политика репрессиями.

Алексею Навальному предъявлено обвинение по статье «организация растраты чужого имущества в особо крупном размере», а также избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Следственного комитета России (СКР).

Реакция на преследование лидера российской оппозиции следственными и судебными органами не заставила себя ждать в социальных медиа. Так, известный оппозиционный политик Борис Немцов в своем аккаунте в Facebook написал, что после предъявления обвинений Навальному, у «Алексея есть все шансы возглавить оппозицию».

«Сейчас предельно важна наша сплоченность и солидарность. Быть вместе, продолжать борьбу, помогать друг другу – это ключевая задача», – написал политик.

Журналист и правозащитник Ольга Романова заметила, что статья Уголовного кодекса, которую предъявили Навальному идентична тем, по которым осудили Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась к экспертам и общественным деятелям с просьбой дать оценку преследования Алексея Навального.

«Власти уже не могут конкурировать с Навальным»

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что арест Навального был предсказуем.

«То, что происходит с Навальным – это очевидное свидетельство того, что власть не может выдерживать политическую конкуренцию в политическом пространстве. Власти уже не могут конкурировать с Навальным на телевидении, в Интернете, в дискуссиях, в обменах фактами. Представители власти на это не способны. Он выигрывает с явным отрывом, потому что он конкретен, четок, харизматичен, обладает даром политика-популиста и обладает понятными фактами, которые с большим искусством излагает», – рассказал в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Дмитрий Орешкин.

По словам политолога, тенденция роста популярности Навального при снижении уровня доверия властям очевидна.

«Было предсказуемо и вполне логично, что власть будет пытаться изолировать Навального при помощи уголовного кодекса, а также методами дискредитации и провокаций. К счастью, набор средств, которыми пользуется путинская элита, прост и предсказуем, – сказал Орешкин. – Удержать власть другим путем они не могут, как и не в состоянии предложить обществу позитивную повестку дня или реализовать ее. Поэтому власти приходится переходить к негативной повестке дня, которая влечет за собой изоляцию политических оппонентов, цензуру и запугивание».

Орешкин считает, что мера пресечения в виде подписки о невыезде – это метод давления на Навального.

«Власти, может быть, и хотели бы его изолировать, но для начала ограничились подпиской о невыезде, – сказал политолог. – У него теперь очень неприятный выбор. Сбежать из страны – значит, испугался. Остаться – перспектива ясна».

Навальный может «повторить в миниатюре» судьбу Михаила Ходорковского, считает Орешкин.

«Сейчас все как при Сталине. Статью Навальному оформили, свидетелей подберут, судья вынесет единственно правильное решение, и Навальный окажется за решеткой. То, что в долгосрочной перспективе это глупо и контрпродуктивно, никого не волнует. Глупо было сажать Ходорковского и аналогичный случай будет с Навальным. При этом ему придется какое-то количество времени провести в малоприятных местах. Такая в России плата за политику», – резюмировал Дмитрий Орешкин.

Репрессии и притеснения

Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова считает предъявление обвинения Навальному «политическими репрессиями».
«Статья, предъявленная Навальному – это самая настоящая репрессия. Во-первых, Алексей – это общественный деятель, известный человек. И когда таким людям предъявляют обвинения в воровстве – это оскорбление», – рассказала Русской службе «Голоса Америки» Евгения Чирикова.

Статья, которую вменили Навальному, неприменима к нему, считает активист.

«Эта статья касается имущества, которое дали в пользование. Кировский лес Навальному для использования никто не давал, поэтому подобная статья физически неприменима к Навальному. То, что его обвиняют публично в преступлении – это не есть правильно. Тем более, его ограничивают в передвижении, а сейчас много всего происходит в регионах, где Алексей не сможет присутствовать. Это репрессивная мера, ведь в любой момент подписка о невыезде обратится арестом», – сказала Чирикова.

По словам защитницы экологии, власти давно преследуют оппозицию.

«16 человек сидят в тюрьмах за то, что посетили митинг 6 мая, это репрессии. Что касается меня, то меня уже преследуют давно. У меня пытались отнять детей, систематически нападают на мой бизнес. Весной у меня был случай, когда меня преследовал следователь в подъезде. Походы сторонников кремлевских молодежных движений на меня… Это реальность, в которой я живу давно. Навальный же сейчас с этим столкнулся плотно», – рассказала Чирикова.

Есть вероятность того, что Навальный окажется за решеткой, считает Чирикова.

«Поэтому нужно активно показывают свою солидарность Алексею и не только россиянам, но и зарубежным друзьям», – резюмировала Чирикова.

Не репрессии

Политолог Алексей Мухин считает, что Алексей Навальный заблаговременно подготовил почву к тому, чтобы представить уголовное преследование как репрессии.

«Навальный, подозревая что ему будет предъявлено обвинение по уголовному делу, создал такую ситуацию, что она выглядит как репрессии. Своей цели он достиг. Глава СКР Александр Бастрыкин мог бы поступить умнее, отложив допрос и санкции в отношении Навального. Таким образом, СКР мог бы избежать социального напряжения вокруг Навального», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Алексей Мухин.

Скандал о зарубежном бизнесе главы СКР Александр Бастрыкина не отразился на уголовном преследовании оппозиционного деятеля, считает политолог.

«Сомневаюсь, что Бастрыкин мстит Навальному, хотя отношения между ними испорчены. Более того, это обстоятельство используется Навальным для создания видимости мести представителя государства по отношению к общественному деятелю. Навальный же был прекрасно осведомлен о процессе возбуждения уголовного дела в отношении него и превратил всю эту ситуацию в якобы репрессии».

Мухин считает, что Навальный не получит реальный срок лишения свободы.

«Дело имеет мало судебных перспектив. Говорить о том, что Навальный уже жертва репрессий, рано, потому что это не так», – резюмировал политолог.

Следствие

По данным следствия, Навальный вместе с потенциальными подельниками причинил бюджету Кировской области ущерб в размере более 16 миллионов рублей. В сообщении СКР говорится, что в период с мая по сентябрь 2009 года Навальным было похищено более 10 тысяч кубометров лесопродукции, принадлежащей предприятию «Кировлес».

«По версии следствия, адвокат Алексей Навальный, являясь советником губернатора Кировской области на общественных началах, организовал хищение имущества Кировского областного государственного унитарного предприятия «Кировлес», вступив в сговор с директором ООО «Вятская лесная компания» Петром Офицеровым и генеральным директором «Кировлеса» Вячеславом Опалевым», – говорится в сообщении СКР.

Представители ведомства отмечают, что первоначально уголовное дело в отношении Навального и Офицерова было возбуждено по статье «причинение имущественного ущерба».

«После передачи уголовного дела для дальнейшего расследования в Главное следственное управление СКР следователями были получены заключения экономических экспертиз и материалы оперативно-розыскной деятельности, подтверждающие причастность Навального к совершению преступления, предусмотренного по статье организация растраты чужого имущества в особо крупном размере», – говорится в сообщении СКР.

Двум другим фигурантам дела представители СКР обещают предъявить обвинение «в ближайшее время».