https://www.funkybird.ru/policymaker

Анализ отношений «НАТО-Украина»

В период после холодной войны, НАТО быстро расширялся как организация смотрящая на восток, посредством нескольких членов бывшего Варшавского договора, глядящих в противоположную сторону.

В обоих случаях причина присоединения к расширяющемуся НАТО лежала явно не в плоскости вопросов безопасности. Украина была одной из самых ранних и первоначально полным энтузиазма претендентов на членство среди стран бывшего советского блока. Тем не менее, в резком контрасте к странам Балтии и Центральной Европы — членов Варшавского договора, стремление Киева к членству в НАТО изменилось, так как Украина обрела независимость от бывшего Советского Союза. Действительно, в Украине отношения с НАТО остаются предметом дипломатических и экономических «торгов» между Москвой и Киевом.

Глядя на Запад

На первый взгляд, можно было бы считать, что НАТО стремится расширение на восток, чтобы улучшить свою безопасность путем привлечения бывших противников в альянс и увеличения размера буфера между своими западным границам и Россией, которая является до настоящего времени военной силой, которая требует уважения. Кроме того, в таких странах, как Польша и страны Балтии, членство в НАТО будет приносить пользу и безопасность. К ним относятся получение доступа к финансированию для обновления военной техники, и укреплению демократических институтов. Расширение НАТО, таким образом, первоначально разыгрывается на фоне ряда оптимистичных заявлений в отношении будущего международной системы. Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) в «Конец истории» («End of History»), например, утверждал, что окончание холодной войны представляло собой конец идеологической эволюции и торжество западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Таким образом, понятно, что «Триумф Запада» вдохновил те страны, которые ранее находились под советским контролем, не только укрепить свою безопасность, но и их демократические институты посредствам членства в таких организациях как НАТО и Европейский Союз (ЕС). Хотя формально демократические идеалы и членство в НАТО и ЕС (последний еще более привлекателен в качестве источника финансирования) не связаны между собой, это неизбежно приводит к борьбе за членство — борьба, которая, кроме того, одинаково приветствовалась на Западе.

Отношения «НАТО-Украина» были официально запущены в 1991 году, когда страна вступила в Совет североатлантического сотрудничества. Через три года Украина стала первой постсоветской страной, присоединившейся к «Партнерству ради мира». В 1996 году Украина внесла вклад в НАТО в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, а затем в аналогичных действиях в Косово. Сотрудничество «Украина-НАТО» получило дальнейшее развитие подписанием в 1997 году «Хартии об особом партнерстве» (Устав) и созданием Комиссии НАТО-Украина (КНУ (NUC)). В самом начале Устава изложены меры по активизации отношений «НАТО-Украина», а также выявления возможностей для сотрудничества. Это включает в себя диалог по вопросам обороны и безопасности, представляющим общий интерес и практическое сотрудничество в области обороны и безопасности.

Первое десятилетие 21- го века увидело начало расширения отношений НАТО-Украина. В 2002 году, например, между Украиной и НАТО был утвержден «План действий» (план). План стремился поддерживать в Украине реформы «на пути к Евро-Атлантическому сотрудничеству». Ранее в этом году, тогдашний президент Леонид Кучма заявил, что Украина в конечном счете стремиться к полному членству в НАТО. Стремление Украины к членству получило новый импульс в период после оранжевой революции. Лидеры стран НАТО не только выразили поддержку плану реформ нового украинского лидера Виктора Ющенко и приверженности укреплению отношений Киева с альянсом, они также начали интенсивный диалог о стремлении Украины вступить в НАТО.

Диалог «Украина-НАТО» часто поддерживался военным сотрудничеством. Начиная с 1997 года, к примеру, Украина принимает участие в ежегодных учениях «Си Бриз» (Sea Breeze) на Черном море. Каждый год вооруженные силы Украины проводят учения с коллегами из НАТО (и других флотов), направленные на расширение возможностей морской безопасности. В этом году, учения «Си бриз» — были сосредоточены на борьбе с морским пиратством и продемонстрировали совместный авиационный патруль американской и украинской военно-морской авиации. Военный обмен опытом выходит за рамки учений и включает в себя обучение персонала, сотрудничество в области закупки оборонных вооружений и оборудования для борьбы с чрезвычайными ситуациям. В основе многих из этих инициатив лежит Бюро НАТО по связям Украины, которое открылось в 1999 году.

Зашли в тупик

Тем не менее, несмотря на первоначальный хорошо документированный энтузиазм к полноправному членству в НАТО, Украина в последнее время обуздала свои устремления. Возвращение на пост президента более промосковского Виктора Януковича в 2010 году привело к тому, что Украина официально сняла свою заявку на полноправное членство в НАТО, хотя и с продолжением расплывчатых намерений к дальнейшей европейской интеграции. В результате лидеры стран НАТО использовали в 2010 году Лиссабонский саммит, чтобы изложить свое уважение обязательствам Украины в отношениях «внеблокового» с Альянсом статуса. Вместо этого, отношения «НАТО-Украина» по-прежнему продолжают руководствоваться положениями NUC и четким пониманием того, что «дверь остается открытой» для полноправного членства в будущем.

Три вопроса, похоже, повлияли на решение Украины отозвать свою заявку на членство в НАТО. Во-первых, Киев всегда должен приспосабливаться к России, которая испытывает беспокойство в связи с расширением деятельности НАТО в рамках своей бывшей сферы влияния. Еще больше осложняет отношения Киева с Москвой продолжение зависимости Украины от России в области поставок природного газа. В связи с этим решение России сократить поставки газа на Украину в 2008 году показывает, что политическое давление Москвы на Киев далеко не всегда тонкое.

Во-вторых, опросы общественного мнения показали, что большинство украинцев не обязательно поддерживают членство их страны в НАТО. Опрос 2010 года, проведенный «Pew Research Center», к примеру, показал, что только 30% украинского населения не поддерживают членство в НАТО. Кроме того, другие опросы также показывают, что 30% украинцев на самом деле рассматривают НАТО как угрозу. Действительно, отсутствие общественной поддержки членства в НАТО перетекает в третий и, возможно, самый важный фактор текущей политики Украины. Оранжевая революция привела к установлению прозападного правительства, возвращение Януковича также показывает, что Украина в последнее время отошла от преимущественно западных представлений о демократии.

Таким образом, с возвращением Владимира Путина на пост президента России украинское правительство, все чаще оглядывается на Москву и пожалуй, неудивительно, что энтузиазм к членству в НАТО существенно сократился. Вместо этого, в настоящее время Киев, кажется, балансирует посредством риторики между «нынешним сотрудничеством» с НАТО и возобновлением военных связей с Россией. В 2010 году Украина согласилась продлить аренду России военно-морской базы в черноморском порту Севастополь до 2042 года. В обмен на продолжение размещения Черноморского флота в украинских водах, Москва предложила Киеву 30% снижение цен на русский газ.

Будущие Сценарии

Таким образом, что недавние политические события могли бы означать для отношений «НАТО-УКРАИНА»? Как показал недавний саммит НАТО в Чикаго, который был проведен на фоне снижения оборонных бюджетов, а также отсутствие значительной государственной угрозы вполне возможно, что в настоящее время альянс будет почивать на лаврах, а не стремиться к дальнейшему расширению. Несмотря на решение Украины не стремиться к полноправному членству, отношения НАТО с Киевом, тем не менее, остаются теплыми. Двустороннее сотрудничество по-прежнему происходит и осуществляется, в том числе, посредствам «Sea Breeze», что является важной частью отношений «НАТО-Украина». Оставляя вопрос о формальном членстве Украины на заднем плане, НАТО и Украина также избегают ненужного антагонизма России.

Сохранение нынешнего статус-кво потенциально позволяет НАТО совершенствовать свои стратегические перспективы на Кавказе. Это, в свою очередь, в конечном итоге может привести к новому импульсу для Украины, чтобы она стала полноправным членом НАТО. Вполне вероятно, что энтузиазм по отношению к членству будет продиктован озабоченностью тем, что весь регион на юге России может стать более неустойчивыми в результате быстрого роста исламского населения. Важное значение Кавказа как источника и ключевого транспортного узла Западного энергоснабжения может также побудить Альянс призвать Украину к полноправному статусу члена альянса.

Соответственно, НАТО не отказывается от своей поддержки вступления Украины в Альянс. Тем не менее, последние политические события в Украине показывают, что слишком рано предсказывать будет ли Киев в очередной раз стремиться к более тесному и более формализованному сотрудничеству с НАТО, включая полное членство. В конечном счете, любое будущее решение, принятое в Киев, в свою очередь, отразится на отношениях Украины и России. Действительно, сложные отношения Киева со страной, которая является неотъемлемой частью энергетической безопасности, гарантируют, что Россия будет продолжать оказывать влияние на характер отношений между НАТО и Украиной.