https://www.funkybird.ru/policymaker

США привязали плату за авиабазу к переизбранию президента

Как свидетельствуют американские дипломатические депеши, пакеты экономической помощи, предлагавшиеся Кыргызстану в 2009 году США и Россией (американцами – за сохранение присутствия на авиабазе «Манас», а Россией – за закрытие американской базы) были направлены на то, чтобы «купить» переизбрание экс-президента этой центральноазиатской республики Курманбека Бакиева. Представители посольства признавали, что помощь в наращивании финансовых ресурсов «коррумпированного авторитарного правительства» была чревата нежелательным «политическим последствиям», но, похоже, не считали, что эти последствия обязательно перевешивали преимущества подобного плана.

Уже проводилось расследование касательно роли Пентагона в углублении коррумпированности бакиевского правительства путем заключения непрозрачных контрактов на поставку авиакеросина для авиабазы. Но как явствует из дипломатических депеш, Госдепартамент также был готов передавать Бакиеву деньги такими путями, которые могли, по признанию представителей посольства, повлиять на исход выборов, а затем критиковать «нецелевое использование государственных средств» в ходе предвыборной кампании с целью переизбрания Бакиева на занимаемый пост.

В феврале 2009 года Россия предложила предоставить Кыргызстану пакет экономической помощи в размере 2,15 млрд. долларов, и Бакиев тут же в ответ объявил о закрытии американской базы. Спустя несколько дней после означенного заявления, а именно 5 февраля, посольство США в Бишкеке подчеркивало в одной из своих депеш, что Бакиев нуждается в средствах для предстоящей предвыборной кампании. В то время как большая часть российской финансовой помощи предназначалась на строительство ГЭС и, таким образом, была » в краткосрочной перспективе бесполезна для Бакиева, нуждавшегося в средствах на проведение кампании», оставшаяся часть составляла фонд для нужд самого главы государства:

«Сведя воедино информацию из различных источников, наш первоначальный вывод таков: действия Бакиева продиктованы необходимостью получить средства на досрочные президентские выборы, а главными компонентами предложенного Россией пакета помощи являются безвозмездная сумма в размере 150 млн. долларов и льготный кредит на 300 млн. долларов, которые РФ, по имеющимся сообщениям, обязалась предоставить к 30 апреля. Имея на руках сумму в 450 млн. долларов, Бакиев сможет поднять зарплаты, профинансировать социальные жилищные программы, обеспечить отсутствие дефицита продуктов питания на рынках, подкупить чиновников на местах и купить голоса, необходимые для успешного переизбрания на высший руководящий пост».

Неделю спустя, в другой депеше, высказывалась идея предложить Бакиеву единоразовую выплату в размере 150 млн. долларов за возможность дальнейшей эксплуатации базы «Манас» до 2011 года включительно:

«Несмотря на протесты со стороны России и заверения в обратном, представляется совершенно ясным, что Москва заплатила за решение президента Бакиева закрыть базу «Манас». Ясно также и то, что Бакиев рассматривает базу исключительно как коммерческий товар».

«Это может иметь двоякое значение. Во-первых, Бакиева еще можно купить, и если США предложат ему достаточную сумму, то мы сможем сохранить за собой «Манас». Во-вторых, Бакиев проявил себя ненадежным партнером, поддающимся нажиму со стороны России, который рано или поздно потребует дополнительную компенсацию вне зависимости от условий соглашения, которое нам, возможно, удастся с ним сейчас заключить. Все это вместе взятое означает, что если мы хотим обеспечить себе пребывание на базе «Манас» по истечении шестимесячного срока, предусмотренного условиями расторжения контракта, мы должны достичь как политического соглашения с Москвой, так и финансовой договоренности с Бакиевым».

Далее в документе анализируются способы обеспечить интересы и России, и Бакиева, и делается заключение о необходимости выделения США средств на переизбрание Бакиева, дабы составить конкуренцию российским деньгам. Но, по мнению автором депеши, США не следует предлагать Бишкеку слишком большую сумму, учитывая то обстоятельство, что США предлагают дополнительные геополитические преимущества и вряд ли станут отказываться от взятых на себя обязательств:

«Россия может уменьшить предлагаемый ею объем помощи (наш уход в 2011 году может стоить меньше, чем в 2009 году). Если предложение США обеспечит своевременное получение Бакиевым средств на нужды его политической кампании (т.е. он сможет пустить их на свое переизбрание), он может согласиться на сокращение объема российской помощи».

Это, однако, чревато «негативной отдачей», отмечается в документе:

«Однако означенная стратегия имеет смысл лишь в том случае, если мы сочтем, что два дополнительных года пребывания на базе «Манас» стоят 150 млн. долларов, однако мы, находясь в Бишкеке, не можем принимать подобные решения. Также следует иметь в виду, что такие солидные финансовые вливания в пользу данного (явно коррумпированного и авторитарного) режима чреваты негативной политической отдачей».

Но не только Вашингтон и Москва выстроились в очередь, желая поддержать финансами Бакиева в его кампании по переизбранию на руководящий пост: как явствует из дипломатической депеши от апреля 2009 года, Бакиев заставил канадских операторов золоторудного месторождения «Кумтор» пересмотреть контракт, в котором оговаривались условия их работы в Кыргызстане. В результате всех этих усилий кыргызское правительство получило «налоговую выплату в размере 22,4 млн. долларов. Поступившие средства, вероятно, пойдут на финансирование шагов кыргызского Белого дома по мобилизации всех возможных средств для обеспечения переизбрания президента Бакиева в июле текущего года».

Из дипломатической переписки также явствует, что в преддверии выборов к представителям американского посольства обращалась в стремлении заручиться поддержкой и оппозиция Кыргызстана. Так, в феврале в посольство обратилась Эльмира Ибраимова, в прошлом вице-премьер Кыргызстана, желавшая обсудить свои намерения по формированию блока, оппозиционного Бакиеву:

«Ибраимова понимала деликатность положения, в котором находятся США в связи с будущим статусом авиабазы «Манас», и намеревалась действовать крайне осторожно. Она не просила о финансовой помощи, но хотела бы, чтобы США заняли «центристскую позицию» и не принимали сторону Бакиева».

В том же месяце с представителями посольства встретился другой оппозиционер, экс-руководитель администрации президента Медет Садыркулов, который избрал иную тактику: по его словам, США стоило отказаться от своей поддержки в адрес Бакиева, потому что тот угрожает закрыть «Манас», и вместо Бакиева поддержать его самого:

«Садыркулов заявил, что Бакиев пришел к решению закрыть авиабазу «Манас» в декабре после обсуждения с Россией предложенного ею пакета помощи в размере 2,5 млрд. долларов. По словам Садыркулова, он отклонил предложение занять пост министра иностранных дел, потому что не желает участвовать в закрытии базы. Он порекомендовал не вести переговоры по поводу базы «Манас» с бакиевским правительством, а подождать, пока не будет сформировано новое правительство под его [Садыркулова] руководством. Он также попросил правительство США поддержать его в его шагах материально».

Посольство с подозрением отнеслось к предложению Садыркулова, сочтя, что это могло быть «провокацией», и попросило у Госдепартамента указаний на предмет своих дальнейших действий. Какие указания поступили от Госдепа неясно, а через месяц Садыркулов погиб в автокатастрофе, которая, по утверждению некоторых представителей оппозиции, была не несчастным случаем, а убийством (хотя супруга Садыркулова сказала впоследствии представителям посольства США, что, по ее мнению, это был все-таки несчастный случай).

В итоге Вашингтон и Бишкек пришли к соглашению: 60 млн. долларов в год. В другой дипломатической депеше рассказывается о завершающей стадии этих переговоров:

«Что касается компенсации за использование авиабазы «Манас», то представители Кыргызстана заявили, что 40 млн. долларов является недостаточной суммой. Они попросили увеличить размер выплаты. Посол [Джексон (Jackson)] Макдональд (McDonald) [главный переговорщик Госдепартамента] отметил, что после вчерашних бесплодных переговоров консультировался с Вашингтоном и получил разрешение увеличить предлагаемую сумму до 52,2 млн. долларов в год, что в три раза превышает нынешний размер компенсации (17,4 млн. долларов). Министр иностранных дел заявил в ответ, что, как ему помнится по переговорам 2006 года, изначально называлась сумма в 20 млн. долларов, а не 17,4 млн. долларов. Он настойчиво доказывал, что умножать на три нужно сумму именно в 20 млн. долларов, что дает в итоге 60 млн. долларов. После пространных споров и исходя из установленного Вашингтоном для посла «потолка» в 75 млн. долларов посол Макдональд согласился на сумму в 60 млн. долларов».

Когда эти деньги начали поступать и смогли ли они оказать действенное влияние на предвыборную кампанию Бакиева, остается неясным.

Позднее в том же году конгрессмен от американского Самоа Эни Фалеомаваега (Eni Faleomavaega) посетил Кыргызстан и рассказал, почему ему вряд ли доверят вести с Кыргызстаном переговоры о будущих контрактах:

«В ходе своих бесед с замминистрами, депутатами и студентами председатель Фалеомаваега поведал о встрече двухлетней давности с послом КР в США Замирой Сыдыковой и другими должностными лицами республики, в ходе которых те посетовали на низкий уровень выплат Кыргызстану за пользование авиабазой «Манас». Эни Фалеомаваега вспоминает, что сказал им тогда: если вы считаете выплаты недостаточными, то нужно серьезно браться за дело и «вышвырнуть нас вон». Он удивился в феврале, когда кыргызы прислушались к его совету, и сказал своим собеседникам: по его искреннему убеждению, учитывая 900 млрд. долларов, которые США истратили в Ираке, они могут легко позволить себе заплатить еще 60 млн. долларов за пользование базой».

Правда, к тому времени соглашение уже было достигнуто. Вот что 23 июня сообщило EurasiaNet посольство США в Бишкеке: «Международное сообщество находится в процессе углубления и расширения своих обязательств по обеспечению стабильности и безопасности в Афганистане и в регионе в целом, и мы приветствуем принятое Кыргызской Республикой решение и впредь играть одну из ключевых ролей в данном процессе».

Избирательная кампания только-только стартовала. А накануне посольство направило депешу, рассказывающую об официальном старте предвыборной гонки:

«Кампания официально стартовала, и мы теперь сможем убедиться, насколько хорошо подготовлены к ней кандидаты и насколько активно используется административный ресурс в пользу действующего президента Бакиева. Посольство будет и впредь отслеживать ситуацию и сообщать о развитии событий».

Бакиев одержал победу на выборах (хотя уже на следующий год он будет свергнут в ходе уличных акций протеста). По завершению выборов посольство США посетовало в своем пресс-релизе, что «выборы не соответствовали многим из международных обязательств Кыргызской Республики», особо отметив «использование административного ресурса».

О роли США, России или кого-либо другого в пополнении этого административного ресурса в документе не говорилось ни слова.