https://www.funkybird.ru/policymaker

Краснодарский край в системе внутренней геополитики РФ

Роль цивилизационных факторов в геополитических процессах повышается в условиях возросшего традиционализма многих российских регионов, в том числе и Кубани.

Одно из важнейших проявлений и последствий глобализации — ломка политического пространства мира. Национальные государства перестают быть единственной суверенной формой строения пространства. Они передают часть властных полномочий глобальным структурам власти «вверх», а также своим политическим регионам и трансграничным территориям «вниз». Межгосударственная и глобальная конкуренция ужесточается. Постиндустриальные страны и их объединения (ЕС, НАТО, ОБСЕ, НАФТА) наращивают политическую интеграцию и успешно преодолевают центробежные тенденции.

Напротив, страны «третьего мира» и Россия сталкиваются с усилением территориальной «рыхлости», а в крайних формах — и сепаратизма. С особой остротой задача сохранения политической субъектности стоит перед странами, неоднородными по своей цивилизационной идентичности, в т. ч. перед Россией. 1990-е годы памятны для нашей страны утратой долгосрочной стратегии и приоритетов геополитики, сокращением сфер влияния, дроблением внутреннего пространства.

Качественно иное состояние политического пространства, в т. ч. на уровне субъектов Российской Федерации, требует создать новые отрасли знания. Речь идет о «внутренней геополитике». Она осмысливает модели строения пространства отдельных стран, выявляет факторы положения субгосударственных регионов и местных сообществ, предлагает меры по управлению территориальным развитием. В данной работе преследуется цель определить конфликтогенные факторы геополитической ситуации в Краснодарском крае и дать оценку индикаторов развития региона.

На наш взгляд, ключевое понятие для осмысления территориально неоднородных политических систем — «многосоставное общество» (plural society). Для него характерен устойчивый долгосрочные расколы на обособленные сегменты, т. н. «социокультурные расколы» (cleavages) — между городом и деревней, центром и периферией, по уровню образования, по партийным ориентациям жителей и т. д. Расколы возникают и закрепляются в долгосрочном развитии, носят историко-культурный характер. В условиях возросшего традиционализма многих российских регионов, в т. ч. Кубани, роль цивилизационных факторов в геополитических процессах повышается. В особенности надо выделить такие факторы, как историческая и этническая, религиозная и региональная идентичности.

Поскольку Кубань на протяжении веков была контактной зоной цивилизаций, а также пограничной территорией, особую значимость в ее изучении приобретают «теории среднего уровня», объясняющие историческую динамику пространства. Таковы эволюционная модель расширения ядер территории, а также теория диффузии политических новшеств.

Перейдем к прикладному анализу факторов геополитического положения Кубани. Любой регион с точки зрения политической географии состоит из объектов 3 типов: площади, линейных объектов (границ и точечных объектов (населенных пунктов).

Краснодарский край занимает территорию 76,0 тыс. кв. км (0,4 % территории России, т. е. 45-е место из 89 регионов страны). Население края по Всероссийской переписи 2002 года — 5124,4 тыс. чел. (3,5% и 3-е место). Плотность населения — 67,4 чел./кв. км, отстает лишь от столичных городов и Ингушетии. Уровень урбанизации — 53,4% довольно низок по российским меркам. С точки зрения коммуникативного подхода Кубань — высокоинтегрированный регион с центральным расположением культурного ядра — города Краснодара. Его равномерно окружают «пояса общения» в пределах досягаемости: за 1 час. автомобильной езды (90 км), от 1 до 2 час. (90-180 км), свыше 2 час. (более 180 км). Основной барьер общения — Большой Кавказский хребет по оси с северо-запада на юго-восток. Внутри Краснодарского края анклавно расположена Республика Адыгея (территория 7,6 тыс. кв. км, население 447,0 тыс. чел.). Она до осени 1990 года была частью края в качестве Адыгейской автономной области, неразрывно экономически и социокультурно связана с краем и сейчас. Между обоими субъектами федерации сложились добрососедские устойчивые отношения.

Краснодарский край имеет общую протяженность с запада на восток 380 км, с севера на юг — 370 км. Общая протяженность его границ — 1540 км, из них 800 — сухопутных (в т. ч. 76 км — межгосударственных с Грузией на абхазском участке) и 740 км — морских (с Украиной по Азовскому морю и Керченскому проливу, а также по Черному морю — со странами бассейна). Россия только в пределах Краснодарского края имеет единственный выход к Черному морю на протяжении свыше 400 км от Тамани до Адлера. Кубань может быть ярким примером «точки-ворот», геополитического «ключа» (keypoint). Она размещена вдоль границ геостратегических сфер влияния РФ и НАТО; она невелика по размерам и имеет широкий доступ к внешнеполитическому пространству. Кубань — самобытный культурно-исторический регион с особым этническим, религиозным, социополитическим обликом. Кубань достаточно богата природными ресурсами и чаще играла в истории роль «переднего края» России, чем торговых и культурных ворот из внешнего мира в страну.

Исторический фактор геополитического положения Кубани

Исконные жители края — адыги в Закубанье и сменявшие друг друга разноязычные кочевники степей. Славяне впервые поселились в регионе в эпоху Древней Руси (970-1095). Границы Тмутараканского княжества охватывали весь нижний бассейн реки Кубань и морское побережье от нынешнего Ачуева до Анапы. Под ударами половцев славяне ушли с Западного Кавказа. С XV века Степная Кубань вошла в состав Крымского ханства. В 1774 году степная часть края к северу от рек Кубань и Лаба переходит под опеку России, оставаясь частью Крымского ханства. В 1783 году Екатерина II повелевает включить в состав Российской империи «Черноморию», т. е. степную часть края. В пределах от реки Еи до Кубани, от Тамани до нынешних станиц Воронежской и Белой Глины создано Черноморское казачье войско (1793-1860) с центром в городе Екатеринодаре. Восточнее, от станицы Воронежской до Карачая располагалась часть Кавказского линейного войска. Важно отметить устойчивую этнокультурную разницу между черноморскими казаками — потомками запорожцев, говорившими на восточных диалектах украинского языка и линейными казаками — потомками донцов, волгарей, выходцев из Южной России. По рекам Кубань и Лаба прошла устойчивая (с 1792 года) граница между православным и исламским, казачьим и адыгским ареалами. По мере наступления русских войск в Кавказской войне территория адыгов сокращалась.

В 1860 года Черноморское войско и часть Кавказского линейного войска объединены в Кубанскую область. Ее границы впервые приблизились к нынешним. Большинство адыгов после завершения Кавказской войны (1864 год) было принудительно выселено в Османскую империю. Оставшиеся размещены в болотистой пойме рек Кубань и Лаба узкой полоской аулов, изолированной от морей.

На протяжении всей истории Кубань оставалась крайне полиэтничной и поликонфессиональной. Особенно разнородным состав жителей стал на Черноморском побережье. Здесь казачья колонизация не принесла успеха и с 1880-х годов сложился особый субрегион — более урбанизированный, чем Кубань, ориентированный на общероссийскую культуру. В географическом смысле Черноморское побережье от Новороссийска до Адлера — это политическая лакуна на карте Кубани с особой идентичностью, экономическим и социальным обликом местности, политическими ориентациями жителей.

В период Гражданской войны (1918 — март 1920) воссозданы традиционные институты казачьего управления. Сложилось непризнанное квазигосударство «Кубанский край», даже представленное на Версальской конференции 1919 года. Опыт независимости края 1918-1920 годов играл важную роль в прожектах создания «Кубано-Черноморской республики» в начале 1990-х годов.

Большевики уничтожили казачье самоуправление и стремились нивелировать своеобразие края. Они много раз перекраивали политическое пространство региона, а также создали в 1922 году автономную Адыгею. К 1960 году территория Адыгеи была радикально увеличена за счет города Майкопа, Гиагинского и Тульского районов с доминированием русского населения. Ставропольскому краю передавались районы с преобладанием кубанских казаков — Новоалександровский, Невинномысский, Кочубеевский. Бывший Баталпашинский отдел образовал с 1922 года Карачаево-Черкесскую автономную область. Абхазии передана в начале 1920-х годов Пиленковская волость. Нынешний вид внешние границы Кубани приобрели в 1937 году, когда был образован Краснодарский край.

В период распада СССР геополитическая ситуация на Кубани коренным образом изменилась. Край стал пограничным, оказался под влиянием конфликтов в Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Чечне. Ослабление общегосударственной идентичности, «вакуум власти»в новой России вызвали к жизни опасные замыслы «кубанского суверенитета», создания в крае этнотерриториальных автономий, перекройки границ и т. п. К счастью, проявления хаотической децентрализации не успели развиться и были преодолены со второй половины 1990-х годов.

Таким образом, исторический фактор геополитического положения Кубани сказывается в делении ее на 3 субрегиона: Степную Кубань (в прошлой казачью и аграрную), Закубанье между рекой и Большим Кавказским хребтом (агропромышленный и казачье-крестьянский район), а также Черноморское побережье (промышленно-курортный район с крайне мозаичным составом населения).

Фактор пролегания внешних границ и пограничных споров

Границы Краснодарского края по свойствам на юге и западе природные (проходят по естественным рубежам — морям, горным хребтам). Экономический характер имеют северные и восточные границы. По своей истории это границы «наложенные» и постадминистративные. По функциям — контактные с Ростовской областью и Ставропольским краем, фильтрующие — с Карачаево-Черкессией, Абхазией, Украиной. Этническая контрастность границ выражена только на абхазском участке, т. к. в Адыгее 67,9% населения — русские. Приграничные Урупский, Зеленчукский, Черкесский районы Карачаево-Черкесии до недавнего времени имели в основном русское население, а в 1992 году пытались перейти из состава автономной республики в состав Краснодарского края. Пограничное положение Кубани серьезно влияет на региональную культуру, способствует закреплению «психологии фронтира» и множественной идентичности.

Межгосударственный территориальный конфликт, затронувший Кубань, — спор России и Украины из-за косы Тузла в Керченском проливе. Проблема Тузлы — типичное наследие советского «интернационализма». 7 января 1941 года Тузла передана из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР внутри Российской Федерации. После передачи Крыма Украине (1954 год) Тузла оказалась в составе иной союзной республики. Но и тогда возможность конфликта могла привидеться только в страшном сне, ставшем явью из-за распада СССР. Этот конфликт можно отнести к позиционным (из-за нечеткой демаркации границы) и ресурсным. Спор связан с транзитными доходами Украины от Керченского пролива (18-25 млн. долл. в год; не считая металлоэкспорта Украины из Приазовья 220-250 млн. долл. в год), потенциальными запасами нефти и газа в Азовском море. Конфликт является локальным элементом геополитического соперничества России и Украины, а в случае вступления Украины в ЕС и НАТО может резко «вырасти в цене». 24 декабря 2003 года президенты РФ и Украины подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Эти водоемы объявлены внутренними водами двух стран. Предусмотрено создание совместной российско-украинской корпорации. Среди ее задач — использование Керчь-Еникальского судоходного канала. 13 июля 2012 года президенты России и Украины ВладимирПутин и Виктор Янукович подписали совместное заявление о делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях. «Стороны считают важным осуществить делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе, в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, с учетом законных интересов обоих государств», — отмечалось в совместном заявлении президентов.

Потенциальные конфликты могут возникнуть на границе Краснодарского края с Абхазией в случае восстановления «территориальной целостности» Грузии, а также на внутрироссийской границе с Карачаево-Черкесией, где часты угоны скота. Жителей приграничных Успенского, Отрадненского и Мостовского районов Кубани беспокоят слухи о воссоединении республик Северного Кавказа.

Фактор «внешней геополитики»

После распада СССР потенциал российского влияния в Черноморском бассейне резко сократился. Россия связала себя обязательствами по обычным и ядерным вооружениям в регионе. На Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года РФ обязалась вывести к 2003 году 3 из 5 военных баз из Грузии, а также контингент войск из Приднестровья. Условия базирования Черноморского флота РФ в Севастополе осложняются, а по военно-инженерным качествам Новороссийск не может быстро восполнить утрату основной морской базы. Тенденция «съеживания» российского влияния резко контрастирует с усилением Турции. Россия должна заботиться о поддержании баланса сил в Черноморском регионе и развивать свою военную инфраструктуру, что неизбежно увеличит затраты на обустройство пограничной полосы.

Экономический фактор геополитического положения Кубани

Край относится к числу агропромышленных регионов — «ворот» России во внешний мир. Кубань обеспечивает 1,2% объема промышленной продукции РФ и 5,7% сельскохозяйственной продукции; 4,3% платных услуг населению от общероссийского объема. При этом краевой ВРП составляет 2,6% российского, а экономически активное население — 3,3%. Соотношение стоимости промышленности и сельского хозяйства друг к другу составило 59,5 : 40,5%.

Динамика макроэкономических показателей края в постсоветский период отчетливо делится на два периода: спад 1990-х годов и современный подъем. По многим показателям Кубань близка к предельно-критическим значениям. Общероссийский экономический подъем проявился на Кубани своеобразно. Географические преимущества края — развитая транспортная сеть, достаточно мощные порты, емкий потребительский рынок, высокая стоимость плодородной земли вызвали опережающий рост третичного сектора: отраслей туризма, связи, транспорта, а также энергетики и строительства.

Благодаря геополитической стабильности Кубань сделала резкий рывок в развитии внешнеэкономических связей. В 2003 году край признан самым инвестиционно привлекательным из регионов РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Край выделяется на карте Европейской России опережающим ростом иностранных инвестиций.

Если все инвестиции в основной капитал составляют в крае 4,5% от российской стоимости, то все иностранные инвестиции — 8,9%, а прямые иностранные инвестиции — 21,8%. По всей России только 40,2% иностранных инвестиций — прямые, а в Краснодарском крае — 97,9%. Растет и вовлеченность Кубани во внешнюю торговлю. В 2001 году Кубань впервые обеспечила положительное (активное) сальдо своей внешней торговли. Но эти успехи, увы, достигаются за счет вывоза минерального сырья и развития отраслей агропромышленного и туристического комплекса, а не наукоемких производств.

Экономический рост остро ставит проблему развития транспортной и энергетической сети Кубани. Сейчас через порты края идет 23,7% экспорта РФ. Общероссийское значение имеет транзит нефтегазовых ресурсов Каспия и Чечни через Краснодарский край. Именно Кубань — единственный выход терминалов к Черноморскому побережью с последующим морским экспортом в Турцию и страны Балкан.

Рост трубопроводного транзита имеет и негативные последствия: загрязнение экологии черноморских курортов, монополизм Турции как «хозяйки» Босфора и Дарданелл по квотам морского экспорта нефтепродуктов, усиление влияния турецкого бизнеса в экономике региона. Ежегодно в крае регистрируется 9-11 тыс. граждан Турции — 1/3 иностранцев, посещающих Кубань. Среди них — причастные к разведывательной деятельности, незаконному вывозу ценного леса Кубани и Адыгеи, контрабанде наркотиков и оружия.

Итак, экономическое развитие объективно повышает роль Черноморского побережья и крупных городов в геополитическом пространстве края, увеличивает коммуникационную «компактность» региона. Однако слабое развитие инновационного наукоемкого сектора экономики, а также проникновение иностранного капитала в Краснодарский край могут привести к зависимости Кубани от трансграничных партнеров, ослабить интеграцию региона в общероссийский рынок.

Социальный фактор геополитического положения Кубани

Край густонаселен (плотность 67,4 чел. на кв. км), что при нынешнем уровне жизни делает нежелательным приток переселенцев. Возрастная структура — одна из самых «пожилых» в РФ (18-е из 89 мест по среднему возрасту; 23,1% кубанцев старше пенсионного возраста). Средняя продолжительность жизни — 66,7 лет. Смертность превышает рождаемость в 1,5 раза. Поэтому прирост населения Кубани идет за счет миграции на 44,7%. Относительно благополучны по демографическим показателям крупные города и Черноморское побережье. Наиболее депрессивны сельские районы степного севера и предгорий края.

Уровень дифференциации доходов по децимному коэффициенту составил 10 : 1. За чертой бедности, по официальным данным, живет 38% кубанцев, прежде всего — в станицах и селах.

При любой методике счета Кубань — наименее «тяжелый» по уровню безработицы регион Юга России. Ареал наибольшей незанятости в крае охватывает прежде всего степные районы: Крыловской, Новокубанский, Белоглинский. Дифференциация уровня безработицы — 6 раз (от нижнего предела в Краснодаре и Динском районе до верхнего в Крыловском районе).

Этнический фактор геополитического положения края

Кубань всегда была полиэтничной. Сельский образ жизни диктовал традиционно компактное размещение этносов, за редким исключением «городских диаспор». Накануне массовых перемещений народов, в 1914 году, этносостав Кубанской области был таков: из 3022,7 тыс.чел. — 44,9% русских и 47,3% украинцев, 1,9% «черкесов» (адыгейцев), по 0,8% — армян и немцев, 0,7% греков. 42,8% кубанцев состояли в казачьем сословии. Черноморская губерния (побережье от Новороссийска до Гагр) имела мизерное присутствие казаков. 47,3% жителей губернии составляли русские; 16,1% — украинцы; 10,8% — армяне; 10,4% — греки; по 1% — грузины и евреи46. Таким образом, побережье резко отличалось по этносоставу от казачьей Кубанской области. Всесоюзная перепись 1989 года сочла 4620,9 тыс. постоянных жителей края (без Адыгеи). Русские составляли 86,7%, украинцы — 3,9%, армяне — 3,7%, белорусы — 0,75%, немцы — 0,65% и т. д. Уже в 60-80-х годах наметился спад рождаемости народов славянской и финно-угорской языковых ветвей на фоне бурной рождаемости у народов кавказской и алтайской семей.

По данным текущего учета Краснодарской краевой комиссии государственной статистики, в 2002 году этносостав населения был таков. Русские — 4294,0 из 5045,4 тыс.чел. (85,1%); армяне — 246,5 тыс. (4,9%); украинцы 193,6 тыс. (3,8%). Далее с большим убыванием следуют белорусы — 37,9 тыс., греки — 30,8 тыс., адыгейцы — 19,3 тыс., грузины — 18,2 тыс., крымские татары — 17,0 тыс., немцы — 14,7 тыс., поволжские татары — 14,1 тыс., азербайджанцы — 13,7 тыс. и еще 120 этносов.

Миграционный фактор геополитического положения Кубани

Краснодарский край — один из самых привлекательных для въезда регионов России. Основной приток наблюдался в 1991-1996 годах (свыше 50 тыс. чел. в год), в 2003 году миграционный прирост снизился до 13 тыс. чел. Сальдо миграции превышает среднероссийский уровень в 3,3 раза (2000 год). Среди новоселов по этнической идентичности преобладают русские (80,7% за 1996-1999 годы), армяне (5,9%) и украинцы (5,8%). Большинство мигрантов оседает в более зажиточных приморских и центральных районах, в крупных городах. Миграционная емкость этих местностей, по расчетам Администрации края, исчерпана.

Новая тенденция этнических процессов 1990-х годах — интенсивные изменения состава населения города Сочи, Апшеронского, Крымского и Абинского районов, чреватые сменой социокультурной идентичности этих местностей.

В Крымском, Абинском и Апшеронском районах с 1989 году расселились более 16 тыс. турок-месхетинцев. Между турками и местным населением сложились конфликтогенные отношения. Подавляющее большинство месхетинцев не имеет российского гражданства. Грузия отказывается репатриировать месхетинцев вопреки обязательствам, данным в договорах с ЕС и РФ. Данный вопрос воспринимается общественным мнением края и в особенности самих предгорных районов весьма болезненно и порождает страхи перед «вторым Косовым». Наметился путь решения вопроса — добровольный выезд месхетинцев в США при поддержке Госдепартамента США и неправительственных организаций.

Итак, можно признать, что повышенный уровень миграции чреват для Кубани социально-экономическими дисбалансами и сменой этнокультурного состава населения в ряде особо «привлекательных» местностей. С учетом пограничного положения края и близости вероятного противника — Турции и других стран НАТО рискованно создавать анклавы новых диаспор, особенно в стратегически важных районах вблизи Новороссийска и Туапсе, транспортных и трубопроводных путей. Желательно стимулирование равномерного размещения новоселов в соответствии с экономической и социальной пользой для края, в рамках действующего законодательства и с учетом общественного мнения.

Политико-территориальное деление как фактор геополитического развития Кубани. Сеть административных районов края стабильна. Сложились устойчивые местные сообщества с определенным самосознанием.

Создание в 2000 году федеральных округов снизило остроту центр-региональных отношений, уменьшило былой сепаратизм некоторых республик РФ. Разумеется, политико-территориальная структура России — не догма и может быть реформирована.

В итоге исследования сделаем выводы.

Историко-культурный и экономический факторы закрепляют устойчивое деление Краснодарского края на три субрегиона: Степную Кубань, Закубанье и Черноморское побережье. Они имеют разную идентичность, по-разному голосуют, своеобразны по структуре хозяйства и уровню жизни, миграционной и этнической ситуации. Лакунарное положение на фоне агропромышленных районов занимают крупные города — очаги политических инноваций.

Потенциал позиционных факторов в возможной дестабилизации края невелик. Напротив, надо уделить внимание динамическим факторам: «внешней» геополитике в Черноморском бассейне, пограничным конфликтам, переменам этнического состава Кубани. Радикальные реформы пространства «сверху» (например, воссоединение Краснодарского края и Адыгеи) сейчас нецелесообразны. Следует сосредоточиться на экономической и социокультурной интеграции региона «снизу».

Необходимо придать Кубани статус пограничной территории, решительно укрепить транспортное и коммуникационное «окно в Европу» на Черноморском побережье. Для этого нужна последовательная и согласованная политика как федеральных органов власти, так и субъектов РФ. Трансграничное сотрудничество — следствие глобализации должно стать выгодным России больше, чем ее конкурентам в регионе.