https://www.funkybird.ru/policymaker

Геополитический потенциал Дагестана

В случае потери Дагестана Россия рискует потерять весь Северный Кавказ, отсюда непосредственно вытекает значение Дагестана как бастиона российской геополитики в этом нестабильном регионе

Регионы Северного Кавказа, в особенности Дагестан, находятся в особом геополитическом положении. Здесь пересекаются интересы как регионального, так и общемирового характера. В системе региональной геополитики Дагестан играет одну из центральных ролей, что обусловлено многими факторами. Определенно, в случае потери Дагестана Россия рискует потерять весь Северный Кавказ, отсюда непосредственно вытекает значение Дагестана как бастиона российской геополитики в этом нестабильном регионе.

Республика Дагестан расположена на стыке Европы и Азии в восточной части Кавказа и является самой южной частью России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами — Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, внутри Российской Федерации Дагестан соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской Республикой. Различные участки границ на севере республики и на ее юге создают благоприятные возможности выхода к транспортным маршрутам, экономическим центрам, источникам сырья и энергоресурсов.

Таким образом, Дагестан занимает выгодное геополитическое положение на пересечении важнейших коммуникаций, связывающих Европу со странами Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии. Республика имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру, являющуюся составной частью транспортной системы России, обеспечивающую ее прямую морскую и сухопутную связь со странами Закавказья и Юго-Западной Азии.

Общая протяженность территории Дагестана с юга на север составляет около 400 километров, площадь — 50,3 тысяч квадратных километров, длина береговой линии — 530 километров. Кроме того, республика имеет самый большой участок российского побережья на Каспии. Акватория, дно и территория, прилегающая к дагестано-российской части Каспия, обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья.

Республика Дагестан включает в себя различные физико-географические зоны: от Прикаспийской низменности, находящейся на 28 метров ниже уровня Мирового океана, до горных вершин высотой более 4 тыс. м. Общепринятое деление республики — равнинная часть, предгорье и горы. Часто Дагестан делят также на северную, центральную и южную части. В северной части республики преобладает низменность, в то время как южные районы характеризуются предгорьями и горными ландшафтами Большого Кавказа.

Дагестан — самый южный пограничный регион России, через который осуществляются экономические и иные связи с закавказскими республиками, а также с зарубежными странами через Каспийское море, где находятся незамерзающие морские порты. С военно-стратегической точки зрения значение Дагестана для Российской Федерации определяется его выгодным геополитическим положением в контексте защиты ее стратегических и геополитических интересов, обеспечения политической и социально-экономической стабильности на южных рубежах, сохранения своего влияния в обширном регионе, охватывающим весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию.

Поскольку многие угрозы национальной безопасности России исходят изнутри самой страны, особую актуальность приобретает способность и готовность оперативно и адекватно реагировать не только на внешние вызовы, но и на вызовы, бросаемые экстремистскими и сепаратистскими силами в самой стране.

Дагестан, располагаясь на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, обладает достаточно развитой инфраструктурой и имеет большие возможности для транзита через свою территорию международных транспортных потоков. Геополитическое положение Республики Дагестан делает высокодоходными и высоко значимыми имеющиеся на ее территории коммуникационные системы и транспортные узлы. Сегодня он может активно использовать железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, международный морской порт, крупный аэропорт общероссийского значения. Ускоренное комплексное развитие транспортных коммуникаций позволит Дагестану активизировать внешнеторговые перевозки, что создаст все предпосылки для превращения его в значимый транспортный узел международного значения. В силу выгодного географического положения и сложившейся инфраструктуры, дагестанский транспортный комплекс может сыграть важнейшую роль в развитии экономических связей между странами Европы, Персидского залива и Индийского океана.

Выгодное географическое положение Дагестана обеспечивает ему огромный геополитический потенциал, который может быть раскрыт при условии активного сотрудничества с другими государствами и регионами. В силу значимости своего географического расположения, запасов природных ресурсов и специфики внутреннего развития в составе Российской Федерации, республика выдвигается на роль одного из центров притяжения региональных интересов мировых держав, все более оказывается в центре перегруппировки геополитических коалиций.

Геополитические приоритеты тех или иных стран объективно подвержены постоянным изменениям, следовательно, в этой сфере неминуемы союзы и расколы государств, усиление и ослабление геополитической значимости их стратегических и тактических задач. В этом плане место и роль Дагестана в меняющемся раскладе сил можно определить через призму геополитических и геостратегических интересов России, Азербайджана, Грузии, Турции и Ирана в кавказском регионе.

По нашему мнению, особую роль в достижении геополитического баланса сил должно сыграть стратегическое партнерство России с Азербайджаном и Ираном одновременно. Необходимо признать, что экономическая структура кавказского региона сама способствует консолидации, нежели разъединению. В этом сотрудничестве весьма заинтересован Дагестан, причем российская стратегия партнерства должна учитывать достаточно противоречивую позицию США к этим двум странам и умело пользоваться теми очевидными преимуществами, которые сотрудничество способно обеспечить.

Вашингтон на протяжении длительного периода склоняется к тому, чтобы рассматривать Иран в качестве «стратегического противника». Давняя ближневосточная дилемма США, связанная с нефтяной стратегией, вновь стоит перед Вашингтоном. Если раньше в зоне Персидского залива ставка была сделана на Саудовскую Аравию против интересов Ирана, то теперь на Каспии американцы пытаются отдать приоритеты Азербайджану. США на обоих направлениях пытаются ограничить активность Ирана в нефтяной сфере.

Перспективным, на наш взгляд, может быть сотрудничество России с Ираном и по проблемам Каспия, в частности, в вопросах определения маршрутов транспортировки нефти. Сотрудничество России с Ираном в нефтяной сфере в основном сводится к выработке сбалансированной политики в вопросе транспортировки нефти из Каспийского региона и выбора маршрутов трубопроводов. Глобальные игры за стратегическую прибыль от выбора маршрутов трубопроводов ведут к другому набору политических рисков, которые влияют на рациональное решение.

Однако совершенно очевидно, что Иран и Россия и по статусу, и по географическому расположению естественным образом могут претендовать на решающее участие в этой стратегической игре на Каспии. Американцы должны понять, что сотрудничество с Россией и Ираном в этом регионе решает многие проблемы, в то время как их антагонизм в отношениях между странами сильно может повредить.

Важным фактором на пути сближения позиций России и Ирана до принятия нового правового статуса Каспия является готовность иранской стороны развивать сотрудничество на Каспийском море в различных областях на основе действующих договоров от 1921 и 1940 годов. С учетом этих обстоятельств необходимо поддержать мнение поэтапного подхода по определению статуса Каспия, начав с разграничения дна в целях использования недр, которое поддержано Россией, Казахстаном и Азербайджаном, а также в определенной степени Ираном.

Несомненно, активизация российско-иранских связей должна придать дагестанским контактам с соседями динамичный характер, потому что развитие внешних связей Дагестана неразрывно связано с внешнеполитической линией России. По данным таможенной статистики Дагестана, Иран наряду с Турцией относится к основным странам-контрагентам в экспортно-импортных операциях Дагестана. Среди стран дальнего зарубежья на их долю приходится половина экспортных поставок республики. Анализ экспортно-импортных операций на канале дагестано-иранских торгово-экономических связей показывает, что стоимость продукции, ввозимой в республику из Ирана, значительно превышает аналогичные показатели по экспорту. Иранские компании проявляют интерес к освоению нефтегазовых ресурсов Дагестана, к совместному производству и переработке стронциевых концентратов, кварцевых и формовочных песков на базе дагестанских месторождений.

Важной составляющей российско-азербайджанских отношений являются связи между Дагестаном и Азербайджаном. В силу сложившихся исторических традиций, природно-географических и новых геополитических условий они имеют весьма благоприятные перспективы. Расширение и углубление приграничного и межрегионального сотрудничества Республики Дагестан с Азербайджаном полностью отвечает национальным интересам России. В политическом плане оно содействует формированию «пояса добрососедства» по периметру российских границ, а в экономическом — обеспечивает наращивание республикой своего хозяйственного потенциала.

Анализ современного состояния международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан позволяет сделать вывод о том, что приграничное сотрудничество с Азербайджанской Республикой занимает в нем особое место. Это проявляется, прежде всего, в развитии двусторонних торгово-экономических связей, сотрудничестве в сфере науки, культуры, спорта, образования, а также взаимодействии с нашими соотечественниками — этническими дагестанцами.

Экономическая составляющая является важным, но не единственным направлением международной деятельности республики. Как показывает практика, не менее важен социально-гуманитарный аспект приграничного сотрудничества, включающий широкий круг контактов руководителей на уровне министерств, ведомств, районов и городов, в сфере культуры и образования, информации и спорта, а также по линии правоохранительных органов.

В прежние годы приграничные районы Дагестана поддерживали активные торговые и другие связи с сопредельными районами Азербайджана. Некоторый спад их активности на сегодняшний день объясняется объективными причинами. Это, прежде всего, появление государственной границы между Россией и Азербайджаном и отсутствие соответствующей инфраструктуры в пунктах пропуска через границу. Вторая причина — активизация в регионе сил международного терроризма, что приводит к отсутствию постоянной стабильности и безопасности вдоль границы. В этой связи в современных геополитических условиях для полноценного осуществления приграничного сотрудничества в Республике Дагестан возрастает значение и роль пограничных переходов, таможенных пунктов пропуска, международных транспортных коммуникаций.

Большое значение для Дагестана имеют проблемы соотечественников, проживающих в странах СНГ и субъектах Российской Федерации. В республике соотечественникам, проживающим за ее пределами, оказывается необходимая помощь в приобретении дагестанской литературы, учебников и методических пособий по истории Дагестана и родным языкам и литературы, журналов и газет, а также дагестанских национальных костюмов. К сожалению, оказывать поддержку в удовлетворении их национально-духовных запросов в полной мере пока не удается. Практика показывает, что в некоторых странах, в том числе и в Азербайджане, имеют место случаи прямого и косвенного притеснения отдельных дагестанских соотечественников по национальному признаку.

Характер религиозной ситуации в Азербайджане и на российском Северном Кавказе свидетельствует об обеспокоенности политического руководства обеих стран, а также их правоохранительных органов возможностью использования религиозного фактора в реализации интересов региональной политики третьими силами. Поэтому необходимо обратить внимание на то, чтобы приграничные с Россией районы не стали плацдармом для сил религиозного экстремизма, разрабатывающих проекты по подрыву безопасности не только российского государства и его национальных интересов на кавказском направлении, но и независимых государств Южного Кавказа.