https://www.funkybird.ru/policymaker

Законопроект об образовании не готов для внесения в Госдуму

Заключение на проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержит развернутое юридическое обоснование неготовности для внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «Об образовании в Российской федерации», сделанное профессиональными юристами, докторами юридических наук, работающие в высших учебных заведениях, подведомственных непосредственно Президенту России и Правительству Российской Федерации.

Эти авторы ограничились анализом текста законопроекта. Однако для лучшего понимания сложившейся ситуации необходимо видеть место и роль этого документа в более широком контексте: изменения закона «Об образовании», принятого в 1992 году, и тех изменений, которые происходят в мире в целом в связи с переходом от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях.

За двадцать лет, прошедших после принятия закона «Об образовании», в него внесено более сорока поправок. Большая их часть приходится на период, когда министром образования был человек, по его собственной оценке, не являвшийся профессионалом в этой сфере.

К этому стоит добавить, что в последние четыре года параллельно с частыми, не всегда продуманными поправками и последующими поправкам к поправкам, шла работа над законопроектом «Об образовании в Российской Федерации». Версия 3.0.5, которую предполагается вносить в Государственную Думу, разительно отличается первых вариантов, не выдерживавших вообще никакой критики как по содержанию, так и по его юридическому оформлению. Последующие версии значительно отличались друг от друга, напоминая челн, совершающий хаотичные движения по воле волн, «без руля и ветрил», то есть без внятной содержательной концепции.

За эти же двадцать лет в мировом образовательном сообществе произошла революция в понимании образования, связанная с глобальным переходом к постиндустриальному обществу. В наиболее концентрированном виде она отражена в докладе комиссии ЮНЕСКО (1997) «Образование [в оригинале — Learning]: сокрытое сокровище». Ее ключевое звено — перевод центра тяжести с преподавания на обучение, ориентация на личность обучающегося, его приобщение к культуре, одним словом — культуроцентричность. Вместе с этим принципиально иную, гораздо большую роль в образовании призваны играть родители и местное сообщество.

По этому признаку законопроект значительно уступает даже первой — 1992 года — редакции закона «Об образовании». В ней имелась статья «Общие требования к содержанию образования», в которой, в частности, говорилось: «Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в систему мировой и национальных культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

Ничего даже близкого к требованиям к содержанию образования в законопроекте нет, на что справедливо указывают авторы Заключения.