https://www.funkybird.ru/policymaker

Председательство Дании в Евросоюзе: а есть ли смысл?

Дания 1 января 2012 года заступает на пост председателя Евросоюза. Однако после заключения Лиссабонского договора о реформе ЕС и долгового кризиса система полугодовой ротации председателя вызывает все больший скепсис.

Еще полгода назад Дания имела далеко не самую лучшую репутацию в Европейском Союзе. Летом 2011 года Копенгаген ввел контроль на границе с Германией, чтобы эффективнее противодействовать преступности. Между тем в Шенгенской зоне, членами которой являются подавляющее большинство стран ЕС, такой контроль вводится только в исключительных случаях. Председатель фракции христианских демократов в Европарламенте Йозеф Дауль подверг тогда резкой критике решение Копенгагена, назвав его «глупым». В ответ депутат предложил выдавать визы подданным датского королевства для поездок в страны ЕС.

От Варшавы к Копенгагену

Пришедшая к власти в Дании осенью 2011 года социал-демократическая коалиция упразднила введенный пограничный контроль, что заметно улучшило отношения страны с партнерами по ЕС. Этому способствовало и назначение — впервые в датской истории — министра по европейским делам. Таким образом были созданы все предпосылки для продолжения того интеграционного курса, который на посту председателя ЕС с июля по декабрь 2011 года проводила Польша.

Однако, несмотря на все старания Варшавы, предотвратить обострение долгового кризиса ей не удалось. Неслучайно датский министр по европейским делам Николаи Ваммен заявил, что Копенгаген ожидает самое сложное председательство в Евросоюзе: «Нашей основной задачей является взаимодействие между еврозоной и теми странами-членами ЕС, которые не входят в валютный союз». То, что Дания одна из таких стран, по мнению канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel), может сыграть положительную роль в деле наведения мостов внутри Евросоюза.

Новые старые тяжеловесы

Но нужно ли для этого быть председателем ЕС? С вступлением в силу Лиссабонского договора в декабре 2009 года, реформировавшего Евросоюз, значение президента или премьер-министра страны-председателя фактически сведено к нулю. Его полномочия перешли к главе Европейского совета. С долговым кризисом в Европе произошло и смещение центров тяжести в сторону Берлина и Парижа.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози взяли на себя инициативу по его преодолению. Это вызвало раздражение, в частности, главы еврогруппы и премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера. «Не следует полагать, что все зависит от Германии и Франции», — считает он. Ведь членами еврозоны являются 17 стран.

Когда в товарищах согласия нет …

Но и внутри этого союза есть серьезные разногласия. В частности, призыв Еврокомиссии к шести странам еврозоны с наивысшим кредитным рейтингом оказать дополнительную помощь партнерам, переживающим острый долговой кризис, встретил решительный отпор со стороны министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле (Wolfgang Schäuble).

«Не может быть, чтобы европейская солидарность сводилась к тому, что шесть стран несут на себе груз ответственности, а остальные извлекают из этого пользу», — отметил главный казначей Германии. В то же время Шойбле заверил, что Берлин и далее будет выполнять взятые на себя обязательства по выводу еврозоны из долгового кризиса.

Дания — на вторых ролях

В первую очередь с этой целью на саммите в Брюсселе в начале декабря 2011 года было принято решение о создании фискального союза внутри ЕС. Категорически против присоединения к нему высказалась только Великобритания. Однако и Швеция, и Дания еще не приняли окончательное решение. Примечательно в этой связи заявление датского министра по европейским делам Ваммена.

Он считает, что главную роль в выработке текстов новых соглашений будет играть председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, а Дания — активно оказывать лишь «конструктивную помощь». Только потом Копенгаген решит, вступать или нет в фискальный союз. А потому быть посредником между странами ЕС в преодолении кризиса госзадолженности Копенгагену вряд ли удастся. Да этого от Дании мало кто ожидает. Ведь институт председательства в Евросоюзе утратил свое было значение.