https://www.funkybird.ru/policymaker

США ищут повод для ликвидации ядерного потенциала Ирана

Напряженность в отношениях США и Ирана серьезно усилилась после того, как американцы предупредили Тегеран, что «не потерпят» его попыток блокировать Ормузский пролив, через который из арабских монархий Персидского залива идет жизненно важный для стран Запада экспорт углеводородов. Об этом заявили Пентагон и командование Пятого флота ВМС США (базируется в Бахрейне) в ответ на угрозу Ирана перекрыть проход через Ормузский пролив танкеров, транспортирующих до 40% мировой годовой добычи нефти, если страны Запада введут санкции в отношении экспорта иранских углеводородов.

Несмотря на уточнение Тегерана, что «на данный момент» в реализации этой угрозы «необходимости нет», обмен такими «любезностями» носит знаковый характер на фоне американских и израильских заявлений о готовности пойти «на любые меры», лишь бы у их самого заклятого в этом регионе врага не появилось ядерного оружия.

28 декабря пресс-служба Пятого флота заявила, что «свободное движение товаров и услуг через Ормузский пролив жизненно важно для регионального и мирового благополучия», «препятствование свободному судоходству в международных водах пролива неприемлемо», а потому «любой, кто ему угрожает, противопоставляет себя международному сообществу». Еще адмиралы, которые командуют флотом, обеспечивающим охрану важнейших нефтяных коммуникаций в Индийском океане и Персидском заливе, подчеркнули, что США «всегда готовы дать ответ на недружественные действия». Два представителя Пентагона эти формулировки повторили, причем если один из них заметил, что «увеличение градуса напряженности в Персидском заливе не нужно никому», то второй выразил удовлетворение по поводу того, что США располагают в регионе «достаточными возможностями для выполнения обязательств перед друзьями, партнерами и международным сообществом».

Днем ранее, 27 февраля, вице-президент Ирана Реза Рахими сказал, что «ни одной капли нефти не пройдет через Ормузский пролив» в случае распространения на иранскую нефть санкций Запада (ранее направленных в основном против физических лиц и структур типа Корпуса стражей исламской революции). Привычно отметив, что Иран «нацелен лишь на дружественные отношения с другими странами», Рахими подчеркнул, что «враги откажутся от своих планов только, когда мы поставим их на место». А главком ВМС Ирана адмирал Хабибула Сайяри, который руководит маневрами, идущими сейчас в международных водах восточной части пролива, добавил: «Перекрыть его, как говорят иранцы, легче, чем выпить стакан воды». При этом адмирал указал прямо, что проводимые им учения «призваны показать военную мощь Ирана его соседям».

Соединяющий Персидский залив с Индийским океаном Ормузский пролив – единственный морской путь, позволяющим экспортировать в третьи страны сырую нефть, нефтепродукты и сжиженный газ из Бахрейна, Ирака, Катара, Кувейта, Объединенных арабских эмиратов и Саудовской Аравии. Ширина 195-километрового пролива в самом узком месте – 54 км при ширине фарватера в 6 километров; южное побережье принадлежит ОАЭ и Оману, северное – Ирану. В случае перекрытия пролива, мировые рынки ожидает дефицит нефти и рост цен на нее и производные: последние иранские угрозы и ответ США уже привели к их двухпроцентному подорожанию. Американцев деятельно поддержали союзники – прежде всего британцы и французы. Париж не преминул напомнить, что Ормузский пролив – «международный, и все суда, под какими бы флагами они ни ходили, имеют право свободного прохода через этот пролив в соответствии с принятой в 1982 году конвенцией ООН по морскому праву.

О санкциях, которых Иран так опасается, США, Великобритания и Канада объявили 21 ноября. Направлены они против энергетического и финансового секторов иранской экономики. Франция со своей стороны предложила ужесточить эти односторонние меры заморозкой активов иранского Центробанка и приостановкой закупок иранской нефти. Все страны-члены Евросоюза 7 декабря согласились в том, что Иран достоин нефтяного эмбарго. К этим шагам западников побудил опубликованный в начале ноября доклад МАГАТЭ, в котором говорилось, что иранцы до 2003 года работали над созданием ядерного оружия и, возможно, ведут эти работы сейчас.

«Для Ирана действительно смертельны два вида санкций. Это эмбарго на вывоз нефти, без чего просто рухнет вся экономика и страна не сможет получать те огромные доходы, на которые она живет, — сказал «МН» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, специалист по Ирану Георгий Мирский. — И второе, это запрет на ввоз бензина, ведь в третьей в мире по экспорту нефти стране нет своей нефтеочистительной промышленности, до 40% бензина они вынуждены ввозить».

Хотя введения международного эмбарго не допустят Россия и Китай, экономические санкции уже удушают иранскую экономику, становится меньше инвестиций, сложнее проводить операции через Центробанк, это влияет на уровень жизни народа и создает проблемы элите, говорит эксперт.

«Если санкции все-таки будут введены, это не значит, что они потеряют возможность экспортировать нефть – одним из крупнейших покупателей остается Китай. Может получиться и так, что те люди в Тегеране, которые выступают за агрессивную политику, могут попробовать перекрыть Ормузский пролив. Последствия были бы тяжелейшими. Это 15 миллионов баррелей сырья в сутки. Япония, например, три четверти своего экспорта получает из стран Залива, а Китай – половину», — говорит Мирский.

При таком развитии событий, полагает Мирский, американский седьмой флот, базирующийся в Заливе, будет вынужден разблокировать пролив с помощью арабских союзников Вашингтона. «Флот Ирана будет уничтожен моментально, потому что он не может сравниться с американским, пролив будет открыт, транзит нефти возобновится, а Иран потеряет в военном отношении», — полагает Мирский.

Ирану необходимы нефтедоллары и рафинированное топливо, а военный конфликт в Заливе не нужен, поэтому Тегеран будет осмотрителен в том, что касается перехода от угроз к действиям, считает наш эксперт.